Семантика эмоционально-чувственного состояния психики школьников в результате педагогических воздействий на занятиях физической культурой

Фотографии: 

ˑ: 

О.В. Кудрявцева
В.С. Беляев

Доктор биологических наук, профессор
Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского
педагогического университета, Москва
М.В. Соловых
Кандидат педагогических наук, доцент
Московский институт физической культуры и спорта, Москва

Ключевые слова: обучающийся, образовательный процесс, психическое здоровье, физическая культура.

Введение. Эмоционально-чувственная сфера психики школьников является той базой, на основе которой происходит формирование двигательных представлений, а в последующем – образование двигательного навыка. Эмоционально-чувственные ощущения учащихся, влияющие на состояние их внутреннего мира, сопутствуют обучению упражнениям, их совершенствованию на занятиях физической культурой и могут придавать этим процессам положительную или отрицательную динамику.

Методологическими основаниями нашего исследования являются направления психолого-педагогической технологии формирования двигательных представлений в спорте [1], субъектный подход к исследованию психики человека (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский и др.).

Современному учителю, чтобы добиться успеха в работе, не всегда следует полагаться на школьного психолога: некоторыми знаниями он должен обладать сам и применять их в своем частном предмете. Широкие возможности познания психики учащегося открываются у преподавателя физической культуры, так как в большей степени ее проявления раскрываются на данном предмете, нежели на любом другом, где отсутствует активная физическая работа. Обладая подобным материалом изучения, учитель в состоянии контролировать эмоционально-чувственные переживания подопечных и управлять ими.

Литература

  1. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с.: ил.
  2. Диагностика в АРТ-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 144 с.: ил.
  3. Дмитриев, С.В. Принципы и методы антропно организованного образовательного обучения двигательным действиям / С.В. Дмитриев / Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 24–34.
  4. Юнг, К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления /  К.Г. Юнг; пер. с нем. И. Булкиной. – Киев: АО Air Land, 1994. – 405 с.: ил. – (Citadelle). – На рус. яз. – С. 177.

Информация для связи с автором olgavikku@mail.ru

Поступила в редакцию 18.09.2014 г.