Волевые качества и устойчивость мотивации спортсменов-футболистов 15-16 лет

Фотографии: 

ˑ: 

В.А. Москвин
Доктор  психологических наук, профессор
Н.В. Москвина
Кандидат психологических наук, доцент
Н.С. Шумова
Кандидат ветеринарных наук
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи  и туризма»  (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: спортивная психология, футбол, волевые качества, устойчивость мотивации.

Введение. Выявление причин, по которым молодые спортсмены, подающие большие надежды в юношеском футболе, теряют мотивацию, останавливаются в своем развитии, перестают быть требовательными к себе и в итоге бросают занятия футболом вообще, заслуживает пристального внимания спортивных психологов и серьезной коррекционной работы. В профессиональный спорт попадает всего около 1 % выпускников футбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть. Хотя многие из них могут раскрыться позже, только к 22–23 годам, поэтому одна из задач спортивных руководителей – продлить их жизнь в футболе как минимум на пять-шесть лет.

Российская система подготовки молодых футболистов (начиная с 12-летнего возраста) отличается от зарубежной ежедневными двухразовыми тренировками с большим объемом нагрузок с «выводом» на фукционально-физиологический пик к 17 годам, чтобы добиться результатов уже на детско-юношеском уровне. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах и специнтернатах, где спортивная подготовка преобладает над получением образования и воспитанием. Регулярно (2–3 раза в год) юные спортсмены-футболисты выезжают на учебно-тренировочные сборы, среднее время пребывания на которых составляет около двух месяцев. В условиях специального обучения и в условиях отрыва от семьи действие многих деструктивных факторов является хроническим.

Литература

  1. Дубровская, О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская О.Ф. – М.: «Когито-Центр», 2008. – 74 с.
  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  4. Леонченко, В.В. В РФС полностью авторитарный стиль управления / В.В. Леонченко / Источник: SOCCERLIVE.RU, 2010.
  5. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  6. Мильман, В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В.Э. Мильман / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.
  7. Москвин, В.А. Индивидуальные  особенности контроля  за действием  в спорте / В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н.С. Шумова, А.Г. Ковалевский // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 76–79.
  8. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В.А. Москвин, Н.В. Москвина. – М.: Смысл, 2011. – 368 с. 
  9. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. пособие / А.Ц. Пуни. –  Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977. – 48 с.

Информация для связи с автором: 1700018v@mail.ru

Поступила в редакцию 10.07.2014 г.