Педагог как ключевая фигура эффективности физкультурно-оздоровительной работы: возможные риски и пути преодоления

ˑ: 

Л.А. Акимова
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Лутовина
Кандидат биологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Ключевые слова: образование, физическая культура, оздоровление.

Введение. Сегодня в России ситуация неблагополучия в сфере здоровья и безопасности детей настолько серьезна, что встает вопрос о сохранении генофонда нации, сохранении и развитии физического и духовного потенциалов будущего нашей страны, что детерминировало усиление требований к организации физкультурно-оздоровительной работы с переходом на новые стандарты в образовании [2].

При этом следует осознавать, что оптимальный эффект может быть достигнут при условии совместного проектирования и реализации системной и систематической работы образовательной организации в данном направлении, включающей в себя: занятия активно-двигательного характера; занятия по лечебной физкультуре; динамические паузы (между 3‑м и 4‑м уроками), динамические перемены, физкультминутки на уроках, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.); работу спортивных секций; проведение подвижных и спортивных игр не менее 3 раз в неделю; организацию внеурочной деятельности учащихся физкультурно- оздоровительного характера в группах, организованных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей [3, 4].

Литература

  1. Акимова, Л.А. От здоровьесберегающей к здоровьеформирующей образовательной деятельности (в контексте обновленных стандартов) / Л.А. Акимова // Социальные науки и общественное здоровье: теоретические подходы, эмпирические исследования, практические решения: матер. 3-й междунар. конф. (20-21 апреля 2013 г.). – Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera – CZ», 2013. С. 56–65.
  2. Акимова, Л.А. Подготовка будущего учителя к проектированию формирующих здоровье безопасных педагогических систем как социальная проблема / Л.А. Акимова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – С. 162–165.
  3. Акимова, Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося / Л.А. Акимова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 116–119.
  4. Акимова, Л.А. Социокультурные предпосылки подготовки будущего учителя к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьника / Л.А. Акимова // European Social Science Journal. – 2013. – № 10-1 (37). – С. 84-91.
  5. Лутовина, Е.Е. Оптимизация среды развития младших школьников при формировании системы знаний по безопасности жизнедеятельности / Е.Е. Лутовина // Педагогика: семья-школа-общество Бамбурова Т.И., и др.; под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2011. – С. 158–173.
  6. Лутовина, Е.Е. Становление профессионально-педагогических качеств будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности / Е.Е. Луовина // Научное наследие М.В. Ломоносова в подготовке современного учителя / XXXI науч.-практ. конференция преподавателей и аспирантов ОГПУ. Сб. ст. – Оренбург: ОГПУ. 2011. – С. 212–216.
  7. Лутовина, Е.Е. Мотивация здоровьесбережения учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Е. Лутовина // Интеграция физкультурного движения в социокультурном пространстве / Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ОГПУ,  2010. – С. 74–78.
  8. Сократов, Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности / Н.В. Сократов. – Оренбург, 2006.

Информация для связи с автором: lubovakimova@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.10.2014 г.