Оценивание профессиональных компетенций будущего учителя физической культуры как средство развития ценностного отношения к здоровьесбережению школьников

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО А.А. Орлов
Доктор психологических наук С.В. Пазухина
Доктор педагогических наук, профессор И.М. Туревский
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Ключевые слова: оценивание компетенций, ценностное отношение, здоровье, здоровьесбережение, педагогические центрации, компетентностный подход, компетенции, физическая культура, рефлексия, психолого-педагогические условия.

Актуальность. Современное школьное образование наряду с позитивными тенденциями имеет и ряд негативных аспектов, среди которых отдельно следует отметить дегуманизацию обучения и воспитания. Особенно это касается школьников с ослабленным здоровьем.

Ориентация на формальный результат образовательного процесса вступает в противоречие с ориентацией на здоровьесбережение и развитие личности учащегося. Все это в определенной мере влияет на психическое и социальное здоровье обучающихся, что зачастую приводит их в группу риска, стимулируя развитие девиантных моделей поведения.
Мы полагаем, что преодолению выделенных негативных тенденций может способствовать изменение характера взаимоотношений учителя и ученика в образовательном процессе современной школы. Начальный тип отношения к личности ученика и здоровьесбережению закладывается на вузовской стадии профессионализации, благоприятной для формирования системы ценностных отношений студентов. Однако сегодня становление таких отношений у будущих педагогов осуществляется в определенной мере стихийно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) – бакалавр в качестве новых образовательных результатов определены общекультурные и профессиональные компетенции, формирование которых будет в значительной мере способствовать целенаправленному развитию ценностного отношения будущих педагогов к личности учеников и их здоровьесбережению.

Литература

  1. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / Под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. – 261 с.
  2. Орлов А Б. Психологическая центрация в профессиональной деятельности учителя / А.Б. Орлов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1989. – № 2. – С. 52–56.
  3. Пазухина С.В. Диагностика ценностного отношения будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем: программа и методики эмпирического исследования / С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова; под общ. ред. С.В. Пазухиной. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 196 с.
  4. Туревский И.М. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / И.М. Туревский, О.П. Панфилов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 38–41.

Данная статья подготовлена в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР № 2193.

Информация для связи с автором: turima@gmail.com

Поступила в редакцию 21.05.2014 г.