К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Ключевые слова: ГТО, требования комплекса ГТО, физическая культура, спорт, физическая подготовка, индивидуальный подход, шкала оценки физической подготовленности.

Введение. С 1 сентября 2015 г. во всех российских школах, вузах и организациях сдача норм ГТО станет обязательной. В этом случае необходимо определиться с концептуальной основой, определяющей подходы к разработке требований комплекса ГТО для различных групп населения. Возникает объективная необходимость научного осмысления позитивного и негативного опыта, полученного в ходе реализации различных подходов к построению физкультурной активности детей, подростков, молодежи, базирующейся на разной, порой противоположной теоретической основе.

В последнее время в ходе апробации образовательных программ получен достаточно большой объем данных, формирующих мнение об относительно негативной тенденции развития основ содержания образования по физической культуре. В качестве обоснования данного мнения как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации приводятся суждения об ухудшении состояния здоровья учащихся, снижении уровня их физической подготовленности, нежелании школьников посещать уроки физической культуры и как следствие этого идет процесс психофизической деградации детей.

Отсутствие у подрастающего поколения потребности в систематических активных занятиях физическими упражнениями по своей сути противоестественно, так как она приходится на момент периода роста и развития детского организма, когда двигательная активность является естественной биологической необходимостью организма. Как ни парадоксально, но вышеуказанные негативные явления характерны для общеобразовательных школ, в которых в содержание обучения активно внедрялась физическая подготовка, осуществляемая, как правило, на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11‑х классов [7, 9]. 

Литература

  1. Ахметов И.И. Использование ДНК-технологии для реализации концепции спортивно ориентированного физического воспитания учащихся школ г. Набережные Челны / А.И. Ахметов, И.В. Астратенкова, А.И. Комкова и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 1. – С. 5–8.
  2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2–6.
  3. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. – М.: РГУФКСМиТ, 2012. – 35 с. – (Избранные лекции Университета).
  4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.В. Зайцева. – М., 1995. – 47 c.
  5. Лубышева Л.И. Организация и содержание спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 5-х классов общеобразовательных школ на основе дзюдо / Л.И. Лубышева, К.В. Чадов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 11–17.
  6. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
  7. 7. Матвеев А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. – 2009. - № 6. – С. 53–57.
  8. Спирин В.К. Мышечная активность и здоровье детей: монография / В.К. Спирин. – Великие Луки: ВЛГИФК, 2001. – 138 с.
  9. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 6. – С. 11–14.
  10. Спирин В.К. Реализация принципа свободы выбора физкультурно-спортивной активности учащихся – фундаментальное условие модернизации школьной физической культуры / В.К. Спирин, М.А. Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 5. – С. 2–6.
  11. Спирин В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В.К. Спирин // Физическая культура в школе. – 2011. – № 1. – С. 10–12.
  12. Спирин В.К. Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В.К. Спирин, Д.Н. Болдышев, И.А. Риссамакина // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 5. – С.18–22.

Информация для связи с автором: spirin_vk@mail.ru

Поступила в редакцию 21.04.2014 г.