Развитие эмоциональной устойчивости к психической нагрузке у студентов-спортсменов с нарушениями слуха в период обучения в вузе

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирантка Н.Р. Усаева
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психическая нагрузка, коррекционная программа, студенты-спортсмены, нарушения слуха, обучение в вузе.

Введение. Получение образования – конституционное право каждого человека, и, поступая в вуз, люди с ограниченными возможностями здоровья сразу попадают в активную образовательную среду с едиными требованиями для всех и, конечно, испытывают большие психические нагрузки, величина которых может превысить их оптимальные и даже предельные возможности и резервы [5, 6].

Это относится и к нашим студентам, которые, имея нарушения слуха, являются высококвалифицированными спортсменами. Занятия спортом во многом помогли данной категории людей найти себя, обрести свои жизненные позиции, стать более уверенными. Преодоление физических нагрузок уже в какой-то степени закалило психику студентов-спортсменов [2, 3]. Однако психическая нагрузка, которую они испытывают при обучении в вузе, имеет свои особенности [4]. Напряжение, связанное с учебной нагрузкой, тревога за будущую профессиональную карьеру и свое место в обществе, проблемы, связанные с межличностными отношениями, – все это делает студентов вузов уязвимыми, может способствовать развитию эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, необходимость изучения и развития эмоциональной устойчивости, которая является интегративным личностным свойством, отражающим предрасположенность человека к поддержанию эмоционального равновесия и включающим невысокую тревожность и нейротизм, уверенность в себе [1], обусловлена тем, что в процессе обучения студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные затруднения в усвоении информации в непривычном для них режиме, по организации своей учебной деятельности и адаптации к новому окружению, такие студенты испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального характера [7].

 

Литература

  1. Ильин, Е.П. Эмоции и воля / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 749 с.
  2. Усаева, Н.Р. Психоремобилизация состояний спортсменов условиях напряжённой соревновательной деятельности / Н.Р. Усаева, Б.П. Яковлев / Рудиковские чтения: Сб. матер. Междунар. научно-практ. конф. – М.: РГУФКСМиТ. – 2014. – С. 363–365
  3. Яковлев, Б.П. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 87–89
  4. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в аспекте организации адаптивного самовоспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности / Б.П. Яковлев, Н.Р. Усаева // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 2. – С. 35–38
  5. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: здоровье и способности учащихся / Б.П. Яковлев, Н.Р. Усаева // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 27–32
  6. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка и личностная безопасность одаренных детей / Б.П. Яковлев, В.В. Васильев, Н.Р. Усаева // Здоровый образ жизни и охрана здоровья: Сб. матер. Всерос. научно-практ. конф. – Сургут: РИО СурГПУ. – 2014. – С. 45–46
  7. Яковлев, Б.П. Управление психическими нагрузками одаренных детей на основе системно-синергетического подхода / Б.П. Яковлев, Н.Р. Усаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 25.06.14 г.