Пути аккультурации трехмерного дзюдо в России

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Д.А. Михайлова
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Левицкий
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Руденко
Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", Санкт-Петербург

Ключевые слова: аккультурация, бусидо, дзен, медиатехнология, ориентализация, система формирования здоровья, система формирования физической культуры личности, трёхмерное дзюдо.
 
Введение. Понятие «дзюдо» может быть интерпретировано в трёх измерениях: духовном, социальном и физическом [3].
 
Цель исследования – провести анализ понятия и предмета трехмерного дзюдо.
Методология исследования. Как показано в табл. 1, каждое из трёх измерений дзюдо имеет своё содержание, основывается на определённом виде одарённости (как гипертрофированных анатомо-физиологических и психофизиологических задатках), предполагает воздействие на идентичное ему измерение человеческой природы, а также развитие и совершенствование отвечающих ему способностей и как следствие формирование у адепта соответствующих качеств (достижений) и уровня здоровья.
 
Данный научный подход, с нашей точки зрения, в наибольшей степени соответствует взглядам отца-основателя дзюдо, Дзигоро Кано, и, являясь результатом анализа и обобщения информации из 350 отечественных и русифицированных библиографических источников, не представляет собой наиболее популярной версии понимания содержания дзюдо: из генеральной совокупности источников только в 6 % из них упоминается информация, которую возможно интерпретировать не только в контексте физического измерения дзюдо, но и в контексте его духовного и социального измерения. Такой научный подход в определённой степени перекликается с точкой зрения Я. Харасимовича [6], актуализировавшего в своей научной статье философские (теоретические), этические и методические (ментальные и телесные) основы обучения боевым видам спорта и боевым (военным) искусствам и выявившего в результате экспериментального исследования, что только 16% тренеров боевых видов спорта и боевых (военных) искусств достаточно хорошо владеют информацией, касающейся философских и этических аспектов практикуемого противоборства (единоборства), а также всего 13% тренеров в процессе обучения практикуемому противоборству (единоборству) затрагивают его философские аспекты и возможности переноса последних на «жизнь вне спорта». Упоминаемая в табл. 1 классификация здоровья перекликается с классификацией Р. М. Калины и Б. Я. Баржинского [7], включающей соматический, ментальный и социальный компоненты здоровья.
 
 
Литература
  1. Кано, Д. Кодокан дзюдо / Д. Кано; пер. с англ. Б. Заставной. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
  2. Коган, И.М. Образ человека и кросскультурные исследования. Два типа культур – два образа человека. Образ человека у детей и взрослых / И.М. Коган. – URL: http://www.portal-slovo.ru/authors/44853.php (дата обращения: 26.03.2013).
  3. Михайлова, Д.А. Трёхмерное дзюдо как предмет научного анализа / Д.А. Михайлова, А.Г. Левицкий // VI Междунар. конгресс «Спорт, человек, здоровье» 18-20 октября 2013 г., Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса / под ред. В. А. Таймазова. – СПб.: Олимп-СПб., 2013. – С. 46–47.
  4. Нитобэ, И. Бусидо. Душа Японии / И. Нитобэ. – URL: http://mosbudokan.ru/public/bushido0.html (дата обращения: 04.11.2013).
  5. Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Я. Ямасита; пер. с англ. Е. Гупало. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192 с.: ил. – (Боевые искусства).
 
Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru
 
Поступила в редакцию 18.05.2014 г.