Психоэмоциональная приспособляемость студентов-первокурсников городской и сельской популяции к обучению в вузе

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ларина
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов
 
Ключевые слова: мотивация, физическое развитие, соматическое здоровье, психическое здоровье.
 
Актуальность. Отрицательные экологические изменения определяют прогрессивное ухудшение здоровья человека, в основе которого – формирование «Я-концепции» здоровой личности и условия для самопознания, саморазвития и самореализации (Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский). Наличие конкуренции в современном обществе требует подготовки физически и психически здоровой, развитой, самостоятельной, творчески мыслящей личности. Актуальность приобретают осознанные студентами занятия физическими упражнениями, оказывающими позитивное влияние на функциональное и психическое состояние индивида (А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак, Ю. М. Николаев, Л. Г. Апанасенко, Л. П. Попова). Постоянно действующий психоэмоциональный стресс играет отрицательную роль в психосоматическом здоровье (К. В. Судаков). Основополагающим компонентом, влияющим на место в социуме, успешность учебной и трудовой деятельности, отношения в семье и коллективе (Д. А. Давиденко), является психосоматическое здоровье человека. Это отражается на стресс-устойчивости, стабильности настроения и жизнеспособности личности (В. П. Казначеев, Р. М. Могендович, В. К. Бальсевич, В. Д. Кряжев).
 
Проблемой является изучение адаптации сту­ден­тов‑пер­вокурсников к учебно-образовательной деятельности при их низкой двигательной активности, слабом интересе к физической культуре и массовым видам спорта. Целевой результат физического воспитания студентов в аграрном вузе – формирование здоровьесбережения как позитивного творческого процесса в деле реализации латентных механизмов мотивации и креативного потенциала, способствующих самореализации личности посредством освоения ценностей физической культуры и спорта. Проблема заключается в противоречивости ситуации: программа, методика формы и средств, разработка новых педагогических технологий оздоровления и самостоятельной коррекции нарушенного или ухудшающегося здоровья.
 
 
Использованная литература
  1. Белых С.И. Инновационная стратегия для реформы вузовской дисциплины «Физическое воспитание» // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 9. – С. 62–64.
  2. Казантинова Г.М. К вопросу о соматическом и психоэмоциональном здоровье студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре / Г.М. Казантинова / Физическая культура и здоровье студентов вузов: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во СПб., 2009. – С. 98–99.
  3. Клюева Г.Я. Использование шагомера для борьбы с гиподинамией / Г.Я. Клюева // Сб. матер. I Междунар. науч.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – 230 с.
  4. Кузнецова С.В. Этические аспекты социально-психологической адаптации студентов с нарушением физического здоровья / С.В. Кузнецов // Сб. науч. тр. «Вопросы этической психологии». – Саратов: ООО «ИЦ “Наука”», 2010. –161 с.
  5. Олексенко В.М. Теоретичкi методичнi засади реалiзацi iнновацiйних технологiй у пiдготовцi майбутнiх фахiвцiв iнженерних спецiальностей: дис. … докт. пед. наук / В.М. Олексенко. – К., 2008. – 463 с.
 
Информация для связи с автором: latypov56@mail.ru, Elena-dozent@yandex.ru
 
Поступила в редакцию 20.05.2014 г.