Спортивный латеростресс (научная гипотеза)

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор К.Д. Чермит
Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний
Адыгейский государственный университет, Майкоп
 
Ключевые слова: гармоническая пара «симметрия/асимметрия», мануальная асимметрия, латеральная доминанта, декстрастресс, принцип учета латеральности, спортивная тренировка.
 
Введение. Методологическими основаниями представляемой концепции являются принцип самоорганизации организма и системно-сим­мет­рийный метод изучения сложных явлений, в силу чего их следует кратко представить. Ведущее условие самоорганизации – это принцип саморегуляции.
 
Суть принципа заключается в том, что отклонение того или иного результата деятельности функциональных систем от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность организма, само по себе служит причиной мобилизации всех компонентов системы и усиления их взаимодействия. Вся деятельность функциональной системы направлена на возвращение измененного состояния к уровню, определяющему оптимальное течение процессов жизнедеятельности.
 
Более того, доминантой саморазвития и самоорганизации системы, даже при ведущей роли внутренних факторов, выступает противоречие между системой и окружающей средой [7]. Развитие может быть удовлетворено либо структурными, либо функциональными перестройками.
 
 
Литература
  1. Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / М.М. Безруких, Л.Е. Любомирский. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 319 с.
  2. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 9. – С. 21–26.
  3. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – Интернет-ресурс http://vocabulary.ru/ictionary/28/word/dekstrastres.
  4. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988. – 366 с.
  5. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988. – 159 с. 
  6. Семирицкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Семирицкая. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 397 с.
  7. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская (и др.). – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 281 с.
  8. Чермит, К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К.Д. Чермит. Е.К. Аганянц. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 304 с. 
 
Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru
 
Поступила в редакцию 03.06.2014 г.