Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук Т.Г. Петрова
Кандидат биологических наук Н.Н. Хасанова
Кандидат биологических наук С.С. Гречишкина
Доктор медицинских наук А.А. Агиров
Адыгейский государственный университет, Майкоп
 
Ключевые слова: нервная система, нейрофизиологический статус, сту­ден­ты-футболисты, студенты-бас­кет­бо­лис­ты.
 
Введение. Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводят к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов. Известно, что в течение учебного года центральная нервная система (ЦНС) студента испытывает чрезвычайно большую нагрузку [1, 2]. Основная причина этого явления – хронический стресс, связанный с высокими информационными нагрузками в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, постоянного дефицита времени [4, 9]. Двигательная активность – одно из существенных условий формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам.
 
Существующая в настоящее время система образовательного процесса в вузах не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, поэтому особое значение в этих условиях приобретают занятия массовым спортом. В зависимости от рациональности применения физическая активность может выступать как оптимизирующий или как дизадаптирующий фактор [2, 6]. В связи с этим важно выяснить, какое влияние оказывают занятия в спортивных секциях на функциональное состояние ЦНС, поскольку успешность выполнения как двигательной, так и учебной деятельности определяется в первую очередь ее текущим функциональным состоянием [2].
 
Литература
  1. Агаджанян, Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. – 2009. – № 5. – С. 3–8.
  2.  Ахмедова, О.О. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности / О.О. Ахмедова, Г.О. Овезгельдыева, А.Г. Григорьян // Физиология человека. – 2011. – Т. 37. – № 5. – С. 84–90.
  3. Балюк, В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Г. Балюк. – Архангельск, 2009. – 20 с. 
  4. Гречишкина, С.С. Интегральный анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся футболом в спортивной секции / С.С. Гречишкина, М.Н. Силантьев, Е.А. Иванцов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 56–61.
  5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. 
 
Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru
 
Поступила в редакцию 03.06.2014 г.