Аналитический экскурс к определению понятий «здоровьесберегающие» и «здоровьеформирующие» технологии в физкультурном образовании

ˑ: 

А.С. Любимова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Цель исследования – анализ научно-методических исследований по проблеме дифференциации понятий «здоровьесберегающие» и «здоровьеформирующие» технологии.
Методика и организация исследования. Для выявления ключевых отличий здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, педагогических условий и образовательного инструментария применялся метод анализа научных исследований и научно-методических работ.
Результаты исследования и выводы. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на сохранение и сбережение здоровья, профилактику различных заболеваний, формирование системы знаний о здоровом образе жизни и эффективно реализуются в концепции образовательной физической культуры. Здоровьеформирующие технологии, возникнув в парадигме здоровьесебережения, представляют собой самостоятельную деятельность обучающегося по формированию качественного нового уровня своего здоровья в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями. Применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурном образовании лежит в основе эффективного формирования компонента «Здоровьесбережение» универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», как одного из результатов высшего образования.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьесберегающие технологии, здоровьеформирующие технологии, физкультурное образование.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг. / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 5. – С. 103.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – № 1. – С. 21-26.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма / И.Я. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
  4. Маджуга А.Г. Базовые стратегии субъектов образовательного процесса в отношении своего здоровья / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина // Образование, традиции и инновации. – 2014. – № 3(12). – С. 57-65.
  5. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – Москва: АРКТИ, 2009. – 320 с.