Роль вербального интеллекта в формировании двигательного навыка на примере танцевальной фигуры «Шассе вправо» в ча-ча-ча
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Сингина1
Аспирант Е.Д. Чекина2
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Дом детского творчества, Ростов-на-Дону
Цель исследования – выявить роль вербального интеллекта в формировании двигательного навыка на примере танцевальной фигуры «шассе вправо» в ча-ча-ча.
Методика и организация исследования. Для проверки формулировок педагогических инструкций на предмет «правильности» применялся ориентированный на получение обратной связи метод непосредственного взаимодействия исследователя со спортсменами в форме устного опроса: 15 девочек 9-10 лет, находящихся на этапе начальной спортивной подготовки, просили подтвердить ясность полученных ими указаний, пересказать их (допускалось своими словами).
Результаты исследования и выводы. Для каждого этапа формирования навыка работы отдельными частями тела и двигательного действия в целом определены целевые установки, обеспечивающие надлежащее техническое исполнение шассе вправо. Предложены различные варианты «правильных» формулировок педагогических инструкций для возникновения необходимых целевых установок. Приведены краткие формулировки предложенных педагогических инструкций, уместные для использования в учебно-тренировочном процессе после осознания слушателями целевых установок.
Полученные результаты – основа для дальнейших исследований в намеченном направлении развития теории и методики танцевального спорта.
Ключевые слова: вербальный интеллект, целевая установка, педагогическая инструкция, качество речевого воздействия, двигательный навык.
Использованная литература
- Арбекова О.А. О соотношении понятий операциональной, целевой и смысловой установки с современными англоязычными терминами / О.А. Арбекова, А.Н. Гусев // Российский журнал когнитивной науки, 2017. – С. 5-25.
- Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: специальность 19.00.01 «Общая психология»: автореферат диссертации … кандидата психологических наук / А.Г. Асмолов, 1976. – 24 с.
- Лобанов А.П. Вербальный интеллект и его психофизиологические корреляты / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова, А.А. Морозов // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сборник статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11.11.2021-12.11.2021 / под редакцией В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – С. 326-342.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – 4-е изд., исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.
- Протосевич Е.А. Роль генов серотонинергической нейромедиаторной системы в формировании признака «вербальный интеллект» / Е.А. Протосевич, О.В. Гумерова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2020. – С. 139-143.
- Томилин К.Г. Информационные взаимодействия «тренер – спортсмен» при выполнении движений скоростно-силового характера / К.Г. Томилин и др. // Вестник спортивной науки. – 2020. – № 1. – С. 60-66.


