Развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации за годы внедрения стандартов спортивной подготовки

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор С.М. Обухов1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – выявление тенденций развития детско‑юношеского спорта за годы внедрения норм спортивной подготовки и профессиональных требований.
Методика и организация исследования. Для оценки развития детско-юношеского спорта был проведен анализ статистических отчетов 5-ФК за 2012-2024 годы.  Были проанализированы количество занимающихся по этапам спортивной подготовки, количество спортсменов-разрядников, финансовое и кадровое обеспечение спортивной подготовки.
Результаты исследования и выводы. За годы реализации стандартов спортивной подготовки процент занимающихся в спортивных школах от общего количества школьников снизился, что является негативных фактором сохранения здоровья подрастающего поколения.  Перевод большого количества детей со спортивно-оздоровительного на следующие этапы себя не оправдал из-за высокого процента прекративших тренироваться после окончания общеобразовательной школы Кадровое обеспечение спортивных школ несколько улучшилось, о чем свидетельствует снижение доли тренеров без физкультурного образования с 27,6 до 15,1%.  Уменьшение доли совместителей привело к уменьшению количества занимающихся. Показано, что развитие детско-юношеского спорта происходит без четких тенденций. Это свидетельствует о недостаточной научно-методической обеспеченности внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки в стране.

Ключевые слова: федеральные стандарты спортивной подготовки, тенденции развития детско-юношеского спорта.

Литература

  1. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
  2. Обухов С.М. Оценка эффективности развития физической культуры в субъекте федерации / С.М. Обухов, Н.Б. Обухова  // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.  – 2018. – № 1. – С. 6-9.