Гордость спортивными достижениями страны и проактивные установки в сфере профессиональной деятельности российской молодежи
ˑ:
Доктор психологических наук, профессор С.Д. Гуриева1
Кандидат психологических наук Е.А. Юмкина1
Магистр психологии О.Е. Гунделах1
1Санкт-Петербургский государственный университет
Цель исследования – определение взаимосвязи между гордостью спортивными достижениями страны как компонентом гражданской идентичности и проактивными установками в профессиональной сфере у студентов.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студенты гуманитарных и технических направлений вузов Санкт-Петербурга (n = 200). Средний возраст участников – 20 лет, девушки составили 69% выборки. Исследование проводилось методом опроса, методики: шкала гражданской идентичности ISSP в адаптации Л.К. Григорян и ситуационная задача по типу моральной дилеммы Л. Колберга для оценки проактивности профессионального выбора. Обработка данных проводилась с применением корреляционного анализа (r-Пирсона).
Результаты исследования и выводы. Выявлена положительная корреляция между: гордостью спортивными достижениями и проактивными профессиональными установками (r = 0,14); оценкой системы социального обеспечения и проактивностью (r = 0,15). Лишь 27,5% респондентов продемонстрировали проактивную профессиональную позицию (выбор «общечеловеческих ценностей» в дилемме). Несмотря на статистическую связь, гордость спортом занимает 2-е место в иерархии ценностей, а социальным обеспечением – лишь 8-е. Это противоречие может объяснить относительно невысокий процент проактивных решений: позитивное восприятие спортивных достижений связано с ценностью труда, однако недостаточная уверенность в государственной поддержке может смещать фокус молодежи на поиск опоры в ближайшем окружении. Современным молодым людям важно чувствовать поддержку своих инициатив со стороны государства, быть более уверенными в социальном обеспечении страны. Исследование вносит вклад в понимание роли спортивной идентичности в формировании проактивной профессиональной позиции молодежи. Данный результат позволяет эффективнее планировать программы работы с молодежью как на уровне вузов, так и на уровне государства.
Ключевые слова: гражданская идентичность, спортивное развитие личности, проактивная личность, профессиональное развитие, молодежь.
Финансирование: грант РНФ 22-18-00452-П «Психосоциальный дизайн рабочей среды как фактор субъективного благополучия сотрудника и инновационного потенциала организации». https://rscf.ru/prjcard_int?22-18-00452
Литература
- Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н.Л. Иванова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №. 1. – С. 52-60.
- Лубышев Е.А. Ценностные ориентации в области физической культуры и проблемы их формирования в молодежной среде / Е.А. Лубышев, А.А. Красильников, Ф.Х. Закиров // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: cборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным участием, Москва, 14–15 мая 2020 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. – С. 288-294.
- Лубышева Л.И. Развитие субъектности личности в контексте ценностей физической культуры / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 8. – С. 101. EDN: CIPSED
- Grant A.M., Ashford S.J. The dynamics of proactivity at work. Research in Organizational Behavior. 2008. No. 28. Pp. 3-34.
- Hou X., Huang R. The Literature Review of Proactive Behavior at Work. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. No. 522. Pp. 129-132.
- Tornau K., Frese M. Construct Clean-Up in Proactivity Research: A Meta-Analysis on the Nomological Net of Work-Related Proactivity Concepts and their Incremental Validities. Applied Psychology: An International Review. 2012.
- Li X. et al. The influence of sports on proactive personality and academic achievement of college students: The role of self-efficacy. Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. Pp. 943347.


