Связь быстроты формирования зрительного образа гимнастических упражнений (представления о них) с основными свойствами нервной системы студентов

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент В.П. Умнов
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – оценка связи быстроты формирования зрительного образа гимнастических упражнений (представления о них) с основными свойствами нервной системы студентов.
Методика и организация исследования. Проведены две серии занятий: первая серия связана с имитацией показа изучаемых двигательных действий, которые можно «развернуть» во времени их выполнения; вторая – с повторными предъявлениями тест-объекта на неизменной (0,45 с) экспозиции. Применялся тахистоскопический метод.
Для изучения свойств нейродинамики выбраны методики, разработанные Е.П. Ильиным, применяющиеся для изучения психофизиологических аспектов учебной, спортивной и трудовой деятельности. В исследовании приняли участие 138 студентов факультета физического воспитания: 70 юношей и 68 девушек в возрасте 18-23 года.
Результаты исследования и выводы. Одним из факторов, обуславливающих зрительное восприятие гимнастических упражнений и быстроту формирования представления о них, являются свойства нейродинамики: слабая нервная система относительно процесса возбуждения, средняя выраженность «подвижности-инертности» процессов возбуждения и торможения, уравновешенность по балансу нервных процессов у девушек и преобладание торможения у юношей. Учет выявленной зависимости ставит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения двигательным действиям, разработке более рациональных, адекватных для индивидуума методов обучения.

Ключевые слова: восприятие гимнастических упражнений, индивидуальные различия, способности, свойства нейродинамики.

Литература

  1. Дроздовский А.К. Нейродинамические характеристики как основа для реализации индивидуального подхода в спорте / А.К. Дроздовский, Л.Г. Уляева // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2022. Т. 2. – № 2. – С. 107-113.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд. / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 454 с.
  3. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 336.
  4. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко // Психология человека в образовании. – 2019. Т. 1. – № 4. – С. 341-350.
  5. Умнов В.П. Индивидуальные различия студентов в зрительном восприятии гимнастических упражнений и быстроте формирования представления о них / В.П. Умнов // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 3. – С. 46-48.