История физической культуры в России в ХХ веке: этапы и их особенности
ˑ:
Доктор исторических наук, профессор В.В. Запарий1
Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1
Кандидат социологических наук, доцент Е.В. Зайцева1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Цель исследования – выявить особенности трансформации и институциализации физической культуры в различные периоды развития страны в ХХ веке.
Методика и организация исследования. Основным алгоритмом исследования является общеисторический прием анализа, практика систематизации, вторичная оценка документов, определяющих эволюцию физической культуры в ХХ в.
Результаты исследования и выводы. Выделены и научно обоснованы семь этапов развития физической культуры в России в XX веке. Каждый этап характеризуется своими особенностями, обусловленными социально-экономическими условиями развития государства. Данная периодизация позволяет исследователям соотносить частные аспекты развития физической культуры с общеисторическим контекстом, что допускает к более глубокому пониманию причин и закономерностей, определяющих развитие ФК на каждом этапе. Предложенная периодизация может быть использована в ходе исследований истории физической культуры и спорта, а также при разработке стратегии развития ФК в современной России.
Ключевые слова: история физической культуры, периодизация, спортивное воспитание, физкультурное движение, ГТО.
Литература
- Аксёнова А.В. История физической культуры в системе общего и профессионального образования / А.В. Аксёнова, В.В. Ачкасов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – №. 9 (186). – С. 78-82. DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-9-78-82
- Уйманова И.П. Дисциплина «История физической культуры» в системе высшего образования / И.П. Уйманова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – №. 4. – С. 55-57. EDN: UURVCE
- Dunkin J. Active Bodies: A History of Women’s Physical Education in Twentieth-Century America (2012) by Martha Verbrugge. Alberta Journal of Educational Research. 2015. V. 61. No. 2. Pp. 243-246.
- Kim H. D. A Socio-Historical Consideration of Collegiate Physical Education in Modern Korean History. The International Journal of the History of Sport. 2017. V. 34. No. 12. Pp. 1306-1322. DOI: 10.1080/09523367.2017.1304916.


