Нивелирование негативных признаков профессиональной дезадаптации женщин-педагогов вуза второго зрелого возраста средствами стимулируемой двигательной активности
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Костюнина1
Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1
Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики стимулируемой двигательной активности как средства профилактики и снижения проявления признаков профессиональной дезадаптации женщин-преподавателей вуза.
Методика и организация исследования. В работе использованы анализ специальной научно-методической литературы, методы опроса с целью выявления признаков профессиональной дезадаптации, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования обоснована необходимость организации стимулируемой двигательной активности преподавателей вузов с учетом специфики профессиональной педагогической деятельности, личностных «дефицитов» здоровья, предикторов профессионального выгорания; разработана методика комплексного применения современных средств фитнеса, стриминговых технологий. Выполненная в начале и по завершении педагогического эксперимента диагностика признаков профессиональной дезадаптации демонстрирует положительное влияние двигательной активности на показатели психологической, профессиональной саморегуляции педагогов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости рассмотрения различных форм стимулируемой двигательной активности как значимого компонента формирования программ «профессионального долголетия» педагогов вуза.
Ключевые слова: женщины-преподаватели второго зрелого возраста, педагогический вуз, профессиональная дезадаптация, стимулируемая двигательная активность, фитнес, стриминговые технологии.
Литература
- Алфимова М. В. Русскоязычная версия краткой шкалы жизнестойкости / М.В. Алфимова, В.Е. Голимбет // Социальная и клиническая психиатрия. – 2012. – Т. 22. – № 4. – С. 10-15.
- Белозерова Л.А. Профессиональные деструкции педагогов вуза как условие снижения их профессионального долголетия / Л.А. Белозерова, Л.И. Костюнина, А.А. Баранников, Н.Ю. Печканова // Человеческий капитал. – 2024. – № 10 (190). – С. 227-234.
- Березина Л.А. Оздоровительная физическая культура для женщин-преподавателей вуза в условиях дистанционного обучения / Л.А. Березина, И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 45-46.
- Быстрова О.Л. Влияние стимулируемой двигательной активности на Показатели физической, функциональной подготовленности женщин-преподавателей второго зрелого возраста / О.Л. Быстрова, Л.А. Филиппова, Л.И. Костюнина // Научное мнение. – 2024. – № 11. – С. 101-107.
- Осин Е.Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020 – № 1. – С. 117-142.
- Костюнина Л.И. Междисциплинарный подход как методологическая основа решения научных проблем в педагогике, в сфере физкультурного образования и спортивной подготовки / Л.И. Костюнина, А.А. Баранников, Ю.М. Постнов // Поволжский педагогический поиск. – 2024. – № 3(49). – С. 119-130.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под. ред. Г. С. Никифорова с соавт. – СПб.: Речь, 2003. – С. 147-150.


