Коррекция психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы (а) средствами телесных практик

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева1
Доктор психологических наук, профессор О.В. Защиринская2, 3, 4
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Медина Бракамонте2
1Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
3Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
4Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение влияния методик: йога, телесно-ориентированные креативные техники (ТОТ) и дыхательный тренинг на коррекцию психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие студенты специальной медицинской группы 1-3-го курса, в возрасте от 17 до 19 лет, всего 126 человек (Мвозраст=18,3; SD=4,12; 87 девушек и 39 юношей). Исследование выполнено на основе метода М. Люшера (метода цветовых выборов – МЦВ – в модификации Л.Н. Собчик). Для обработки количественных данных использовался критерий Фишера, ранговая статистика числа наблюдений.
Результаты исследования и выводы. На занятиях по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы использовали следующие методики: йога, телесно-ориентированные креативные техники и дыхательные тренинги. До и после занятий студенты специальной медицинской группы раскладывали стимульный материал (по методу Люшера) для оценки психоэмоционального состояния. В течение 4-х месяцев со студентами проводились занятия по физическому воспитанию в учебном формате. Структура занятия соответствовала традиционной модели и включала подготовительную, основную и заключительную части, продолжительность занятий составляла от 45 до 60 минут. Напряженность психофизической нагрузки на занятиях и не превышала требований к оздоровительной тренировке, основанной на индивидуальном подходе с учетом возможностей и ограничений. На протяжении занятий осуществлялся педагогический контроль за состоянием занимающихся.
Исследования показали, что все методики имеют положительный эффект. Так, после занятий улучшаются показатели самоощущения в позитивном настроении, хорошем самочувствии. Вместе с тем, вызвавшей наиболее положительные сдвиги стала методика телесно-ориентированной креативной техники, основанная на танцевально-двигательном направлении.

Ключевые слова: студенты СМГ, физическое воспитание, тест Люшера, психоэмоциональное состояние.

Литература

  1. Бараш Р.Э. Студенческая молодежь: психоэмоциональный и социальный автопортрет (по результатам фокус-групп) / Р.Э. Бараш, И.О. Тюрина // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2024. – № 2. – С. 430-444.
  2. Голикова Е.М. Педагогическая концепция социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / Е.М. Голикова // Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2019. – 40 с.: дис. докт. пед. наук. – Оренбург, 2018. – 456 с.
  3. Кулешова М.В. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.04 / М.В. Кулешова // Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. – Калининград, 2015. – 27 с.
  4. Минникаева Н.В. Оценка физического потенциала студентов специальной медицинской группы с учетом объективных и субъективных показателей / Н.В. Минникаева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 80-88. EDN: ZTQRLT
  5. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 128 с.
  6. Frank C., Kraeutner S.N., Rieger M. et al. Learning motor actions via imagery – perceptual or motor learning?. Psychological Research. 2024. No. 88. Pp. 1820-1832.