Актуализация средств физического воспитания в повышении стрессоустойчивости и формировании психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
Кандидат биологических наук А.С. Кинтюхин1
Аспирант М.А. Брусов1
Аспирант Ю.В. Лепихина1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – обосновать необходимость применения средств физического воспитания для повышения стрессоустойчивости и формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели использовался тест на чувствительность к стрессу, разработанный Ю.В. Щербатых. В исследовании, проведенном в начале учебного года, приняли участие студенты-первокурсники, обучающиеся на направлениях подготовки: Медицинского института (далее – МИ, 103 чел.); Политехнического института (далее – ПИ, 56 чел.); Института гуманитарного образования и спорта (далее – ИГОиС, 38 чел).
Результаты исследования и выводы. Установлено, что существуют различия в субъективном восприятии повышения стресса в связи с началом обучения в университете среди студентов-первокурсников, обучающихся на различных направлениях подготовки. Как юноши, так и девушки применяют конструктивные и деструктивные способы преодоления стресса, что требует проведения разъяснительной работы и повышения значимости выполнения физических упражнений для нормализации эмоционального фона, снижения тревожности. В процессе физического воспитания необходимо содействовать формированию психофизической готовности с учетом требований будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты-первокурсники, стрессочувствительность, стрессоустойчиость, психофизическая готовность, физическое воспитание.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-20471, https://rscf.ru/project/25-28-20471/

Литература

  1. Брусов, М. А. Прогностический анализ развития психофизиологических качеств студентов-медиков в процессе физического воспитания в университете / М. А. Брусов, Н. В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 67-69. – EDN HOHZSR.
  2. Лепихина Ю.В. Влияние физического воспитания на снижение негативного воздействия адаптационного стресса на студентов-первокурсников / Ю.В. Лепихина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2025. – № 4. – С. 20-22. EDN: SQPGMV
  3. Лепихина Ю.В. Применение средств физического воспитания для повышения стрессоустойчивости студентов-первокурсников к действию различных стрессогенных факторов / Ю.В. Лепихина, К.Р. Гущин // Современные направления инновационных исследований молодых ученых в области физической культуры и спорта: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2025. – С. 130-135.
  4. Пахарева А.П. Снижение учебного стресса студентов высшей школы в рамках занятий по физической культуре / А.П. Пахарева, П.В. Родичкин, Ф.Ф. Костов, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 9. – С. 44-46. EDN: PEFOFO
  5. Пешкова Н.В. Формирование жизнестойкости студентов-первокурсников в процессе физического воспитания / Н.В. Пешкова, Ю.В. Лепихина // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 60. EDN: JFHCZN
  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2024. – 432 с.