Модель психологического сопровождения подготовки спортсменов в прыжках на лыжах с трамплина на основе биопсихосоциальных факторов
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Зебзеев1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Соколовская1, 2
Кандидат педагогических наук А.М. Федосеев3
А.С. Финогенов1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
3Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
Цель исследования – разработка модели психологического сопровождения подготовки спортсменов в прыжках на лыжах с трамплина на основе биопсихосоциальных факторов.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы и документов, анкетирование и моделирование. Были выявлены ключевые биопсихосоциальные детерминанты спортивных результатов прыгунов с трамплина, включая психофизиологические, когнитивные, эмоциональные и социальные характеристики. Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» в период с 1 февраля по 1 октября 2025 г.
Результаты исследования и выводы. Разработана инновационная модель психологического сопровождения, которая имеет блочную структуру и включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: концептуальный, диагностический, содержательно-формирующий и контрольно-корректирующий. Модель обеспечивает систематическую диагностику биологических, психологических и социальных факторов, профилактику неблагоприятных предстартовых условий, развитие стрессоустойчивости, эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков спортсменов.
Реализация предложенной модели способствует всестороннему повышению эффективности психологической подготовки прыгунов на лыжах с трамплина, усилению взаимодействия между спортсменом, тренером и спортивным психологом, а также повышению стабильности спортивных результатов в соревновательных условиях.
Ключевые слова: модель, психологическое сопровождение, подготовка, прыжки на лыжах с трамплина, биопсихосоциальные факторы.
Литература
- Антонова, Н.В. Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга / Н.В. Антонова, Е.А. Наумцева // Современная зарубежная психология. – 2022. – №11(1). – С. 94–103.
- Бабушкин, Г.Д. Психологическая компетентность спортсменов как фактор реализации психологических средств в тренировочно-соревновательной деятельности / Г.Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2024. – Т. 29, № 1 (96). – С. 101-106.
- Зебзеев, В.В. Оценка влияния биопсихосоциальных факторов в прыжках на лыжах с трамплина / В.В. Зебзеев, С.В. Соколовская, А.М. Федосеев, О.С. Зданович, А.С. Финогенов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2025. – Т. 13, № 3 – С. 18-26.
- Сопов, В.Ф. Спорт как средство формирования социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра / В.Ф. Сопов, А.В. Шакирова // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 4. – С. 25-28.
- Хвацкая, Е.Е. Психологическое сопровождение спортивного резерва / Е.Е. Хвацкая, В.С. Полканова, Л.К. Серова, В.Г. Федоров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 48-50. EDN: IOITDY
- McClean Z. J., Pasanen K., Lun V., Charest J., Herzog W., Werthner P. et al. A Biopsychosocial Model for Understanding Training Load, Fatigue, and Musculoskeletal Injury in University Sport. Journal of Strength and Conditioning Research. 2024. No. 38(6). Pp. 1177-1188.


