Физическая реабилитация и абилитация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях дошкольного учреждения

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1, 2
Доктор педагогических наук, доцент А.И. Ахметзянова2
Доктор педагогических наук, доцент Р.К. Бикмухаметов1
Магистрант А.Г. Григорьева2
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Цель исследования – разработка и обоснование педагогической модели физической реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в дошкольных учреждениях (ДОУ) на основе комплексной оценки их физического развития, двигательных возможностей и типологических особенностей.
Методика и организация исследования. Анализ научной литературы и современных подходов к физической реабилитации (ФР) детей с ТМНР; констатирующий эксперимент в трех специализированных ДОУ; моделирование реабилитационно-абилитационного процесса.
Результаты исследования и выводы. Определены теоретико-методологические основы ФР и абилитации детей с ТМНР, разработаны критерии комплексной оценки физического развития и двигательных возможностей, определен диагностический инструментарий, выделены четыре типологические группы детей с ТМНР. Разработана модель, концептуальной основой которой является функциональный подход, ориентированный на повышение адаптационных возможностей организма и формирование двигательных навыков, необходимых для повседневной жизнедеятельности детей с ТМНР.

Ключевые слова: физическая реабилитация, абилитация, типологические группы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, модель, методы диагностики.

Литература

  1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с. (Специальная психология.)
  2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.
  3. Лисовская Т.В. Педагогическая система непрерывного образования в Республике Беларусь лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т.В. Лисовская. – Минск: Четыре четверти, 2016. – 232 с. – ISBN 978-985-581-021-7. – EDN OFUGJH.
  4. Лисовская Т.В. Формирование социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в ходе непрерывного образования / Т.В. Лисовская, О.И. Урусова // Воспитание и обу­чение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 15-28. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_2_15. – EDN EFRQVM.
  5. Парфенова Л.А. Методологические основы инновационных подходов в адаптивном физическом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 11. – С. 61. – EDN HEHPZQ.
  6. Филатова И.А. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра: метод. пособие / авт.-сост. И.А. Филатова, Е.В. Каракулова // Урал. гос. пед. ун-т; – Екатеринбург, 2017. – 287 с.