Влияние уроков по физической культуре на развитие внимания у старших школьников
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Егорычева3
Доцент А.В. Фёдоров3
И.А. Соймонов4
1Московский технический университет связи и информатики, Москва
2Московский городской педагогический университет, Москва
3Московский политехнический университет, Москва
4Вятский государственный университет, Киров
Цель исследования – экспериментально обосновать влияние уроков по физической культуре на развитие внимания у старших школьников.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте (январь-май 2024 г). принимали участие обучающиеся 8 классов Московской общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов в количестве 128 человек. В ходе эксперимента школьники выполняли комплекс разнообразных физических упражнений. В частности, наряду с общей разминкой и упражнениями на гибкость, в январе и феврале в программу уроков включались элементы волейбола, марте и апреле – баскетбола, мае – лёгкой атлетики.
В исследовании представлены сравнительные данные по учащимся, которые занимались физической активностью на учебных занятиях, и теми, у кого было освобождение по медицинским показаниям, но они присутствовали на уроках. Диагностика уровня внимания осуществлялась с помощью теста Торндайка в начале и конце занятия.
Результаты исследования и выводы. По результатам педагогического эксперимента доказана эффективность применения уроков по физической культуре для развития внимания школьников 14-15 лет. Обучающиеся, которые занимались двигательной активностью в рамках учебных занятий физкультурой, смогли достоверно улучшить свои показатели внимания. В то же время, у школьников, которые лишь присутствовали на уроках, данные показатели увеличились незначительно вследствие адаптации к тесту.
Ключевые слова: здоровье детей, психические процессы, тест Торндайка, физическая активность.
Литература
- Александрова В.А. Совершенствование системы физической подготовки в младшей школе / В.А. Александрова, А.В. Скотникова, В. Б. Соловьев, В. И. Овчинников // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 12. – С. 109-111. – EDN JEJGWL.
- Овчинников В.И. Сравнительный анализ состояния стопы юных спортсменов этапа начальной подготовки / В.И. Овчинников, В.А. Александрова, А.В. Скотникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 10(212). – С. 300-305. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p300-305.
- Полевой Г.Г. Влияние бёрпи на выносливость и быстроту школьников / Полевой Г.Г., Саблин А.Б., Чернышев С.В. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. С. 78-80.
- Саблин А.Б. Влияние физической культуры на функциональное развитие школьников / А.Б. Саблин, С.В. Чернышев, Е.А. Ульянова, А.Ю. Ромашов // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 3. – С. 37-39.
- Polevoy G.G. Development of physical qualities of athletes aged 9-11. Bangladesh Journal of Medical Science. 2024. No. 23(1). Pp. 246–253. https://doi.org/10.3329/bjms.v23i1.70757.


