Влияние уроков физической культуры на формирование здорового образа жизни старшеклассников в аспекте социологического анализа

ˑ: 

Д.С. Евтропкова
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – выявить отношение старшеклассников к урокам физической культуры и их влияния на формирование здорового образа жизни.
Методика и организация исследования. Методология включала анонимное анкетирование 77 старшеклассников 9-11 классов из МБОУ СОШ №27 г. Петрозаводска и МБОУ СОШ №1 г. Кеми. Вопросы анкеты охватывали личную оценку важности физической культуры, регулярность участия, эмоциональное отношение, влияние преподавателя и предложения по улучшению занятий.
Результаты исследования и выводы. Регулярные занятия улучшают общее самочувствие, снижают тревожность и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Также подтверждают, что уроки физической культуры играют важную роль в формировании здорового образа жизни старшеклассников, но и их эффективность напрямую зависит от качества организации занятий, индивидуального подхода и усиления внутренней мотивации учащихся. Выявлена необходимость системной работы по формированию устойчивых привычек здорового образа жизни, так как значительная часть школьников ведет малоподвижный образ жизни или не определилась с будущей физической активностью. А эффективность уроков зависит от качества организации занятий, индивидуального подхода и мотивации учащихся. Учитывая, что многие старшеклассники мотивированы оценками, возможно изменить систему оценивания на уроках физкультуры, чтобы она не только стимулировала активность, но и способствовала формированию искреннего интереса к здоровому образу жизни. Для повышения привлекательности физкультуры важно развивать программы, акцентирующие внимание на пользе физической активности для психоэмоционального благополучия и здоровья в целом.

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, здоровый образ жизни, школьники, старшеклассники.

Литература

  1. Агеев А.В. Особенности оценивания качества образования по физической культуре на уровне среднего общего образования / А.В. Агеев, А.М. Дауров, Н.В. Махновская и др. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2023. – № 1 (94). – С. 49-54.  DOI: 10.37493/2307-907X.2023.1.6 EDN: SOAAWU
  2. Алексеева Т.П. Формирование мотивации школьников к физической активности как ведущему компоненту здорового образа жизни / Т.П. Алексеева // Современные исследования в образовании. – 2018. – № 4. – С. 87-91.
  3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Физическая активность и молодёжь [Электронный ресурс]. – URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 10.04.2025).
  4. Касьянов С.В. Влияние регулярных физических нагрузок на деятельность головного мозга / С.В. Касьянов, Г.И. Водолажский, О.Ю. Тарасова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – № 3(60). – 228 с.
  5. Касьянова Д.А. Проблема здоровья человека в условиях современного общества / Д.А. Касьянова, И.Ю. Стращенко // Вестник науки. – 2023. – № 12 (69) Т. 1. м С. 981-985. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11332 (дата обращения: 24.06.2025 г.). EDN: PMSDBA
  6. Пономарёва И.А. Физическое воспитание и сопровождение развития одарённых детей / И.А. Пономарёва // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 199. С. 91-98.