Коррекция дисфункции сенсорной интеграции детей дошкольного возраста в условиях гидрореабилитации

ˑ: 

И.А. Поливаева1
Доцент А.Г. Поливаев1
К.Д. Филипцов1
В.А. Рейн1

1Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, Ишим

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить инновационную программу развития сенсомоторной интеграции в гидрореабилитации детей 2-6 лет.
Методика и организация исследования. Изучение проходило в период с декабря 2024 по май 2025 г. на базе детского оздоровительного центра «АКВАHAPPYBABY», в котором приняли участие 23 ребенка в возрасте от 2 до 6 лет, начавших заниматься ранним плаванием не более 2 недель. С данным контингентом детей была реализована разработанная экспериментальная программа развития сенсорной интеграции с использованием средств гидрореабилитации в малых бассейнах при занятиях ранним плаванием.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что уменьшение выраженности признаков дисфункции сенсорной интеграции у детей в абсолютных значениях колеблется от 8,7 до 65,2%. Данный факт подтвердил положительное влияние гидрореабилитации на развитие сенсорной интеграции детей дошкольного возраста. Занятия в воде приводят к улучшению деятельности вестибулярной системы детей. Они более уверенно выполняют незнакомые и внешне опасные движения, легче осваивают новые движения, меньше боятся высоты, легче удерживают равновесие, меньше устают в виду экономии движений, быстрее и легче овладевают прикладными действиями. Полученные данные свидетельствуют об улучшении всех показателей сенсорной интеграции детей 2-6 лет, подтверждая гипотезу о том, что гидрореабилитация, занятия в воде, занятия плаванием в раннем возрасте стимулируют деятельность нервной системы, обеспечивают развитие сенсорной интеграции детей.

Ключевые слова: сенсорная интеграция (СИ), гидрореабилитация, расстройства сенсорной интеграции, признаки тактильной, вестибулярной, проприорецептивной аудиальной дисфункции.

Литература

  1. Большакова Ю.И. Сенсомоторная интеграция детей дошкольного возраста / Ю.И. Большакова, И.Е. Лукьянова // Специальная психология. Реабилитация. Инклюзия: сборник научных трудов. – Москва: Государственный университет просвещения, 2024. – С. 10-15. EDN: IOOTMF
  2. Бурыкин Ю.Г. Феноменологический подход в изучении процессов сенсорной интеграции / Ю.Г. Бурыкин // ВНМТ – 2017. – Т. 24. – № 4. – С. 27-32. DOI: 10.12737/article_5a38f085c90285.69699879 EDN: ZXIAHB
  3. Валеева А.Р. Сенсорная интеграция – современная методика развития ребёнка / А.Р. Валеева, М.Б. Джемакулова // Ямальский вестник. – 2024. – № 4 (36). – С. 15-16. EDN: ZAAGDS
  4. Добрынина Л.А. Физическая реабилитация детей со спастической диплегией с использованием средств гидрокинезотерапии / Л.А. Добрынина // Физическая реабилитация в современном обществе: матер. итоговой научно-практ. конф. каф. физич. реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини, Москва, 23 дек. 2021 г. – Москва: Российский гос. ун-т физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), 2021. – С. 57-62. EDN: BVKYCX
  5. Дрокова В.А. Методика гидрореабилитации детей с нарушением интеллекта / В.А. Дрокова, А.С. Ковалева // Современные проблемы физической культуры и спорта: матер. ХXV Всерос. научно-практ. конф., Хабаровск, 26-27 нояб. 2021 г. – Хабаровск: Дальневосточная гос. акад. физической культуры, 2021. – С. 79-82. EDN: QUZAAR
  6. Коваленко А.И. Сенсорная интеграция как методика реабилитации детей с особенностями психофизического развития / А.И. Коваленко, М.А. Полякова // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / редкол.: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) и др. – Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2022. – Вып. 13. – С. 213-216. EDN: JXMCMN
  7. Козлова О.С. Современная система гидрореабилитации детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем: спец. 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры": автореф. дис. … канд. пед. наук / О.С. Козлова. – Москва, 2015. – 22 с. EDN: ZPWACP
  8. Козлова О.С. Оценка психомоторного развития детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем на протяжении курса гидрореабилитации / О.С. Козлова // Вестник современной науки. – 2015. – № 2 (2). – С. 102-105. EDN: TWOLRL
  9. Комшина О.С. Эффективность применения ритмопластической гимнастики и гидрокинезотерапии для детей 3-4 лет с ослабленным здоровьем / О.С. Комшина // Социальная политика и социология. – 2013. – № 4-1 (96). – С. 129-135. EDN: SZSBBB
  10. Меренкова В.С. Роль сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в здоровьеформирующей модели поведения на разных этапах онтогенеза / В.С. Меренкова, О.Е. Ельникова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 4 (48). – С. 18-30. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-48-4-18-29 EDN: DMXYRB
  11. Сальникова Е.А. Сенсомоторные реакции детей дошкольного возраста, занимающихся плаванием / Е.А. Сальникова, Я.Е. Бугаец, А.С. Гронская, М.В. Малука // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2021. – № 2. – С. 87-92. DOI: 10.53742/1999-6799_2021_02_87 EDN: DDXAXY
  12. Сенсомоторная интеграция: теория и практика: сборник тез. IV Междунар. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 03-05 окт. 2024 г. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2024. – 124 с. https://www.elibrary.ru/download/еlibrary_68618095_82111184.pdf (дата обращения: 14.03.2025).
  13. Федорук А.С. Роль движения в формировании сенсомоторной интеграции / А.С. Федорук // Молодежная наука: тенденции развития. м 2019. – № 1. – С. 26-33. EDN: WGZNNJ
  14. Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2-4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disfunktsiya-sensornoy-integratsii-u-d... (дата обращения: 14.03.2025).