Когнитивно-моторный тренинг в современной системе подготовки спортсменов-единоборцев

ˑ: 

Г.В. Сущенко1
Аспирант Жэнь Ичэн2
В.Е. Васюк3

1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Республика Беларусь
3Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать и обосновать методику повышения психофизической подготовленности спортсменов-единоборцев на основе использования средств когнитивно-моторного тренинга.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 57 спортсменов-единоборцев, специализирующихся в ударных (n=28) и в борцовских единоборствах (n=29). Использовались средства когнитивно-моторного тренинга, направленные на сопряженное совершенствование когнитивных и координационных способностей испытуемых. Для обоснования эффективности предложенной методики в начале, в середине и в конце эксперимента было проведено тестирование данных способностей.
Результаты исследования и выводы. Проведенный эксперимент позволил доказать высокую эффективность включения в программу спортивной подготовки единоборцев узконаправленных средств когнитивно-моторного тренинга для повышения способностей быстро реагировать на меняющиеся ситуации, своевременно принимать рациональные решения и точно реализовывать технико-тактические действия, характерные для соревновательного поединка в ударных и борцовских единоборствах.

Ключевые слова: единоборства, координационные и когнитивные способности, когнитивно-моторный тренинг.

Литература

  1. Ашкинази С.М. Результаты экспериментального исследования методики развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами / С.М. Ашкинази, А.А. Обвинцев, Е.А. Бавыкин, А. Б. Таймазов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2016. – № 1. – С. 118-128. EDN: TKDALW
  2. Васюк В.Е. Интерактивные сенсорные технологии в подготовке спортсменов детского отделения студенческого спортивного клуба / В.Е. Васюк, Жэнь Ичэнь В. Бакаев, Д.А. Лукашевич, Т.В. Карасева // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 8 (1022). – С. 15-17. EDN: EPAGTG
  3. Жэнь Ичэнь Интерактивные сенсорные системы в оценке и развитии двигательно-когнитивных способностей юных спортсменов / Жэнь Ичэнь, Д.А. Лукашевич // Мир спорта. – 2023. – № 4. С. 49-54. EDN: SXUIJZ
  4. Ли Сюе. Значение когнитивных способностей в контактном поединке таэквондиста / Ли Сюе // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. Ун-т физ. культуры; гл. ред. С.Б. Репкин. – Минск, 2021. – Вып. 24. – С. 32-37.
  5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. ISBN: 5-98724-012-3 EDN: QXOQWD
  6. Немцев О.Б. Основы точности как физического качества человека: учеб. пособие. / О.Б. Немцев – Майкоп, 2003. – С. 4-9. ISBN: 5-85108-115-5 EDN: QTCMEB
  7. Оплетин А.А. Саморазвитие личности средствами физической культуры на основе теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека (теория и технология) / А.А. Оплетин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2013. – С. 19-22. EDN: SEASLD
  8. Пидоря A.M. Обоснование ведущего диапазона и ведущего параметра координации движений / А.М. Пидоря // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 7. – С. 17-26.
  9. Ратов И.П. Двигательные возможности человека / И.П. Ратов. – Минск, 1994. – 121 с.
  10. Садовски Е. Основы тренировки координационных способностей в восточных единоборствах: монография / Е. Садовски. – Бела Подляска, 2003. – 384 с.
  11. Тугой И.А. Психологическая служба в образовании с Effecton Studio / И.А. Тугой. – Липецк: ЛЭГИ, 2006. – 298 с. ISBN: 5-900037-56-8 EDN: QXQIIN
  12. Юдин Э.Г. Методология науки. Cистемность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М: Эдиториал УРСС, 1997. – 444 с.
  13. Carsten T. [et аl.]. Editorial: Mechanisms Underlying the Interplay Between Cognition and Motor Control: From Bench to Bedside. Front. Hum. Neurosci. 2022. Vol. 16. Available at: https://doi.org/10.3389/fnhum.2022.907278 (date of access: 27.08.2025).
  14. Lucia S. [et аl.].  Effects of a Cognitive-Motor Training on Anticipatory Brain Functions and Sport Performance in Semi-Elite Basketball Players. Brain Sci. 2022. 12, 68. Available at: https://doi.org/10.3390/brainsci12010068  (date of access: 27.08.2025).
  15. Wu J. [et аl.]. The effects of cognitive-motor dual-task training on athletes’ cognition and motor performance. Front. Psychol. 2024. Vol. 15. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1284787 (date of access: 27.08.2025).