Концептуализация профессиональной подготовки высококвалифицированных научных кадров в физкультурноспортивной отрасли

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Масягина1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2, 3
Доктор педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1
Доктор педагогических наук, доцент А.В. Родин3
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
3Смоленский государственный университет, Смоленск

Цель исследования – проанализировать и обосновать концептуальные блоки научной деятельности при подготовке высококвалифицированных кадров в высшем физкультурно-спортивном образовании.
Методика и организация исследования. Многолетнее теоретико-научное исследование организации научной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации физкультурно-спортивного профиля по проблеме подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.
Результаты исследования и выводы. Теоретическое и практическое обоснование научной деятельности в вузах физкультурно-спортивного профиля свидетельствует о необходимости разработки критериев повышения кадрового потенциала, лабораторного фонда, совершенствования образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: образование, физкультурно-спортивная отрасль, научная деятельность, подготовка специалистов, кадровый потенциал, образовательные программы, научные лаборатории, диссертационный совет.

Литература

  1. Горелов А.А. О новых научных специальностях, представляющих науку о двигательной активности человека, и о целесообразности выделения их в отдельную группу «кинезиологические науки» / А.А. Горелов // Известия Российской академии образования. – 2021. – №1-2(54). – С. 39-49.
  2. Губа В.П. Актуальные проблемы и перспективы совершенствования процесса подготовки научных кадров высшей квалификации для сферы физической культуры и спорта: монография / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, А.В. Родин. – М.: Спорт, 2025. – 196 с.
  3. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. – М.: Спорт, 2016. – 232 с.
  4. Лубышева Л.И. Основные направления исследования физической активности населения в публикациях авторов журнала «Теория и практика физической культуры / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 8. – С. 3-5. – EDN ZQLSVG.
  5. Масягина Н.В. Современные тенденции в теории физической культуры и спорта как предиктор спортивного образования / Н.В. Масягина, М.С. Леонтьева, И.В. Мартыненко, В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 10. – С. 6-8. – EDN KDAPKM.
  6. Родин А.В. Идентификационный подход – инновационное направление оценки индивидуальных тактических действий спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // Спортивно-педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 31-35.
  7. Румба О.Г. Логика и основные этапы организации научного исследования: лекция / О.Г. Румба. – СПб.: ВИФК, 2017. – 17 с.
  8. Шустин Б.Н. Актуальные научные направления диссертационных исследования в сфере физической культуры и спорта / Б.Н. Шустин, Л.В. Сафонов, В.Н. Баранов // Вестник спортивной науки. – 2023. – № 2. – С. 73-77.