Влияние высокобелковой пищи на рост и развитие мышечной массы в тренировках спортсменов силовой направленности
ˑ:
Кандидат биологических наук С.А. Недовесова1
В.А. Капустина1
1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить способы саморегуляции студентов-первокурсников.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студенты-психологи первого курса (n=32) в период зимней сессии. С использованием аппаратно-программного комплекса «БОСЛАБ» регистрировались динамические изменения ключевых физиологических показателей: кожно-гальванической реакции (КГР), фотоплетизмограммы (ФПГ), длительности дыхательного цикла и выдоха.
Результаты исследования и выводы. Выявлен фазный характер адаптационных процессов: первоначальное снижение КГР (с 7,31±0,51 до 6,61±0,48 мкСм) с последующей стабилизацией (7,02±0,46 мкСм), волнообразную динамику ФПГ (пик 307,31±29,75 у.е. на первой минуте) и значительное увеличение длительности выдоха (с 1,48±0,07 до 1,89±0,16 с). Полученные данные свидетельствуют о выраженном влиянии ПФР на вегетативную регуляцию, особенно на дыхательную функцию, что подтверждает ее эффективность как инструмента управления стрессовыми реакциями в образовательной среде. Результаты исследования имеют практическое значение для разработки программ психологического сопровождения студентов в период адаптации к учебной нагрузке.
Ключевые слова: студенты, саморегуляция, физиологические показатели, вегетативная регуляция.
Литература
- Вавилова Т.П. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления / Т.П. Вавилова, О.Г. Рубцова, А.Д. Смирнова и др. // Российская стоматология. – 2016. – Т. 2. – № 9. – С. 102.
- Галиуллина Д.Т. Анализ влияния занятий активной физической нагрузкой на снижение уровня стресса у студентов / Д.Т. Галиуллина // Образование и право. – 2024. – № 6. – С. 459-461.
- Ермакова Е.Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9–2. С. 49–52. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-11024
- Индекс потребности россиян в психологической поддержке. [Электронный ресурс]. URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-potrebno... (дата обращения: 10.07.2025).
- Кремнева В.Н. Возможности дыхательных техник для снижения стресса у студентов в предэкзаменационный и экзаменационный период / В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 5-1. – С. 59-61.
- Молокова О.А. Психологическая диагностика адаптации студентов к обучению в вузе / О.А. Молокова // Образование и наука. – 2014. – № 10. – С. 146–156. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-146- 156.
- Молокова О.А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к новой среде / О.А. Молокова // Психолого-педагогический поиск. – 2018. – № 1(45). – С. 79-88.
- Семья и дети в России 2024. Специальный доклад общественной палаты Российской Федерации. Статистический сборник Росстата. Москва. 2024. 101 с. [Электронный ресурс]. URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Semia_i_deti_2024.pdf (дата обращения: 10.07.2025).
- Шагова Г.В. Проект изучения эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников / Г.В. Шагова, А.А. Майер // МНИЖ. – 2013. – № 3-2 (10). – С. 101-102.


