Научный фокус адаптивной физической культуры в публикационном контенте журнала «Теория и практика физической культуры» (2020-2024)
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, Казань
Цель исследования – выявить основные направления научных исследований по адаптивной физической культуре (АФК) в разрезе публикаций журнала «Теория и практика физической культуры» (2020-2024 гг.) и обозначить научно-практические перспективы развития отрасли.
Методика и организация исследования. Обзор и систематизация публикаций, раскрывающих проблематику АФК на основе выделенных категорий и критериев анализа, обработка полученных данных методами математической и описательной статистики.
Результаты исследования и выводы. Выявлено 232 статьи по АФК, авторский состав – 572 ученых (60,6% женщин, 24% доктора наук, 53,7% кандидаты наук). Наиболее активны исследователи из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и Перми. Доминирует адаптивное физическое воспитание (АФВ) (93 статьи), адаптивное физическое воспитание (93 статьи), особенно для студентов СМГ (43 статьи) и детей с ОВЗ в специальном образовании (34 статьи). Также значимы проблемы адаптивного спорта (65) и физической реабилитации (45). Результаты педагогического эксперимента представлены в 77,2% работ. Наиболее цитируемы статьи по профессиональной подготовке специалистов по АФК и АФВ в СМГ. За 5 лет появились 2 доктора и 16 кандидатов педагогических наук в области АФК. Предложены рекомендации по актуализации редакционной политики в отношении сферы АФК и адаптивного спорта
Ключевые слова: адаптивная физическая культура (АФК), адаптивный спорт (АС), адаптивное физическое воспитание (АФВ), физическая реабилитация (ФР), лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, спортивная медицинская группа (СМГ).
Литература
- Ворошин И. Н. Система спортивной тренировки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА / И.Н. Ворошин, И.В. Дмитриев, Д.С. Зайко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – С. 74-76. – EDN GHXEZM.
- Венгерова Н.Н. Диагностика физического состояния студентов как определяющий фактор подбора средств физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова, Т.М. Пискун, В. А. Щеголев, А. В. Мухина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 73-75. – EDN YVIUJU.
- Евсеев С.П. Инновационные технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев, О. Э. Евсеева, А. В. Аксенов, А. В. Шевцов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 80-82. – EDN NIDMAA.
- Евсеев С.П. Принципы, обеспечивающие эффективность технологий использования адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта / С.П. Евсеев, А.А. Шелехов, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 9. – С. 71-72. – EDN DWDLLX.
- Мамонова О.В. Новые педагогические подходы в физическом воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова, Е.А. Лубышев, Ю.Б. Алмазова // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 48-50. – EDN VHBGFF.
- Парфенова Л.А. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта на основе программы «Молодые атлеты» / Л.А. Парфенова, А.Р. Ахмеров, С.М. Хасанова // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 64. – EDN QKWWNS.
- Парфенова Л.А. Концепция образовательной стратегии Специальной Олимпиады России / Л.А. Парфенова, Е.В. Лебедев, Н.А. Цухлов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 85. – EDN IVPMPN.


