Сайты социальных сетей как механизм увлечения массовым спортом: анализ вебкоммуникаций спортивных сообществ вконтакте
ˑ:
Доктор социологических наук, профессор А.В. Мальцева1
Доктор социологических наук, доцент Н.Е. Шилкина1
Доктор психологических наук, профессор С.Д. Гуриева1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Цель исследования – выделить звенья механизма увлечения физкультурой и массовым спортом на основе анализа тематики веб-коммуникаций спортивных сообществ ВКонтакте.
Методика и организация исследования. Проанализированы веб-коммуникации спортивных сообществ, включающих спортсменов-любителей, единомышленников, обсуждающих темы спорта в социальной сети ВКонтакте. Эмпирической базой исследования послужили профильные сообщества: «WORKOUT», «Спортивная библиотека», «СПОРТ украл мое сердце» и «Justfitness». Тематика сообщений спортивных форумов была детализирована и структурирована с помощью автоматизированного вероятностного тематического моделирования и последующего социально-психологического экспертного анализа.
Результаты исследования и выводы. В тематике спортивных коммуникаций выявлены 5 тем, способствующих увлечению массовым спортом: (1) тема тренировок и упрощения сложного с ключевыми лексемами «тренироваться», «начать», «научиться»; (2-3) темы позитивных и негативных эмоций с ключевыми лексемами «тотальное преображение» и «толстый», соответственно; (4-5) темы индивидуальной и коллективной спортивной идентичности с соответствующими ключевыми лексемами «я супер» и «мы чемпионы».
Выявленный в веб-коммуникациях механизм увлечения в занятия массовым спортом рекомендуется субъектам поддержки развития физкультуры и спорта в государственных и муниципальных образованиях для работы в веб-пространстве по вовлечению широких групп населения в систематические занятия физкультурой и массовым спортом.
Ключевые слова: массовый спорт, сайты социальных сетей, ВКонтакте, увлечение, спортивные сообщества, спортивная идентичность, спортивные эмоции.
Исследование проведено при финансовой поддержке СПбГУ, грант № 124032600013-2.
Литература
- Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
- Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. / Д. Майерс – СПб.: Питер, 2022. – 786 с.
- Тард Ж.Г. Законы подражания. Пер. с фр. / Ж.Г. Тард – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
- Maltseva A.V., Shilkina N.E., Makhnytkina O.V., Lizunova I.A. Social media sentiment analysis with context space model Communications in Computer and Information Science. 2020. Т. 1135. С. 399–412.
- Marcia J.E. The ego identity status approach to ego identity. In J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, J.L. Orlofsky (Eds.), Ego identity: A handbook for psychosocial research (1–21). New York: Springer-Verlag. 1993/
- Tard ZH.G. Zakony podrazhaniia. [The laws of imitation], French translation. Moscow, An academic project., 2011. 304 p.


