Сайты социальных сетей как механизм увлечения массовым спортом: анализ вебкоммуникаций спортивных сообществ вконтакте

ˑ: 

Доктор социологических наук, профессор А.В. Мальцева1
Доктор социологических наук, доцент Н.Е. Шилкина1
Доктор психологических наук, профессор С.Д. Гуриева1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – выделить звенья механизма увлечения физкультурой и массовым спортом на основе анализа тематики веб-коммуникаций спортивных сообществ ВКонтакте.
Методика и организация исследования. Проанализированы веб-коммуникации спортивных сообществ, включающих спортсменов-любителей, единомышленников, обсуждающих темы спорта в социальной сети ВКонтакте. Эмпирической базой исследования послужили профильные сообщества: «WORKOUT», «Спортивная библиотека», «СПОРТ украл мое сердце» и «Justfitness». Тематика сообщений спортивных форумов была детализирована и структурирована с помощью автоматизированного вероя­т­­ностного тематического моделирования и последующего социально-психологического экспертного анализа.
Результаты исследования и выводы. В тематике спортивных коммуникаций выявлены 5 тем, способствующих увлечению массовым спортом: (1) тема тренировок и упрощения сложного с ключевыми лексемами «тренироваться», «начать», «научиться»; (2-3) темы позитивных и негативных эмоций с ключевыми лексемами «тотальное преображение» и «толстый», соответственно; (4-5) темы индивидуальной и коллективной спортивной идентичности с соответствующими ключевыми лексемами «я супер» и «мы чемпионы».
Выявленный в веб-коммуникациях механизм увлечения в занятия массовым спортом рекомендуется субъектам поддержки развития физкультуры и спорта в государственных и муниципальных образованиях для работы в веб-пространстве по вовлечению широких групп населения в систематические занятия физкультурой и массовым спортом.

Ключевые слова: массовый спорт, сайты социальных сетей, ВКонтакте, увлечение, спортивные сообщества, спортивная идентичность, спортивные эмоции.

Исследование проведено при финансовой поддержке СПбГУ, грант № 124032600013-2.

Литература

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. / Д. Майерс – СПб.: Питер, 2022. – 786 с.
  3. Тард Ж.Г. Законы подражания. Пер. с фр. / Ж.Г. Тард – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
  4. Maltseva A.V., Shilkina N.E., Makhnytkina O.V., Lizunova I.A. Social media sentiment analysis with context space model Communications in Computer and Information Science. 2020. Т. 1135. С. 399–412.
  5. Marcia J.E. The ego identity status approach to ego identity. In J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, J.L. Orlofsky (Eds.), Ego identity: A handbook for psychosocial research (1–21). New York: Springer-Verlag. 1993/
  6. Tard ZH.G. Zakony podrazhaniia. [The laws of imitation], French translation. Moscow, An academic project., 2011. 304 p.