Инклюзивный подход к организации тренировочного процесса по спортивной гимнастике лиц с интеллектуальными нарушениями
ˑ:
Кандидат педагогических наук И.В. Новиков1
Р.Г. Шайхетдинов1
Кандидат биологических наук Е.Ю. Савиных1
1Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск
Цель исследования – экспериментально доказать эффективность инклюзивного подхода в тренировочном процессе по спортивной гимнастике.
Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе спортивного зала Федерации спортивной гимнастики г. Челябинска, в котором приняло участие 48 девочек со слабой степенью интеллектуальных нарушений. Возраст участниц эксперимента – 10-12 лет. Контрольную группу составили 14 девочек с интеллектуальными нарушениями, которые занимались в отдельной, специализированной группе, без участия сверстников, без нарушений. Экспериментальная группа включала также 14 девочек с аналогичными особенностями развития, однако они занимались в составе смешанных групп совместно со здоровыми детьми, то есть в условиях инклюзивного образования. Учебная программа для обеих групп была идентичной и включала выполнение базового комплекса упражнений на снарядах спортивного гимнастического многоборья (разновысокие брусья, бревно, опорный прыжок, вольные упражнения).
Результаты исследования и выводы. Программа занятий разработана на период в 16 недель, которая включает три взаимосвязанных и последовательно реализуемых этапа. Первый этап носил вводный и адаптационный характер. Второй этап был ориентирован на целенаправленное развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты и выносливости), а также на формирование базовых двигательных умений и навыков выполнения гимнастических упражнений, длительность составляла 8 недель. Третий этап был направлен на усложнение двигательной деятельности и включал изучение гимнастических соединений и комбинаций элементов, что способствовало развитию координации, ритмичности и выразительности движений, длительность составляла 4 недели. На этом этапе участники экспериментальной группы продемонстрировали более выраженную положительную динамику в показателях физической подготовленности по сравнению с детьми, занимающимися в условиях отдельной (специализированной) группы. Это свидетельствует о том, что занятия в смешанном коллективе создают благоприятные условия для дополнительной мотивации, повышения уверенности в себе и стремления к достижению более высоких результатов.
Ключевые слова: физическая подготовка; адаптивный спорт; спортивная гимнастика; дети с интеллектуальными нарушениями; гимнастические упражнения; инклюзивное образование.
Литература
- Ахметова Д.З. Проблемы диагностики и коррекционной деятельности в системе инклюзивного образования / Д.З. Ахметова, И.Г. Морозова, А.В. Жаринов // Известия ВГПУ. – 2024. – №1 (184). – С. 104-114.
- Баринова Е.Б. Концептуально-методологические основы инклюзивного образования в российской федерации / Е.Б. Баринова // Современное образование. – 2021. – № 3. – С. 42-52.
- Бездетко С.Н. Проблема сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями / С.Н. Бездетко, Г.Г. Зак, Е.В. Каракулова и др. // Специальное образование. – 2022. – №4 (68). – С. 96-110.
- Иванов А.М. Физическая культура для особых групп: инклюзивный подход к здоровью, проблемы и перспективы / А.М. Иванов, Г.А. Шейко // Теория и практика современной науки. – 2024. – № 6 (108). – С. 69-72.
- Мунирова Е.А. Особенности содержательного наполнения этапа начальной подготовки детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных занятий спортивной гимнастикой / Е.А. Мунирова, Н.В. Мазитова, Т.В. Стеблий // ПНиО. – 2020. – № 1 (43). – С. 150-162.
- Песина О. Н., Мищенко Н. Ю. Двигательно-координационная подготовка девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №3 (193). С. 329-337.
- Шевелева Д.Е. Понятия «инклюзивная культура», «инклюзивная педагогика» и «инклюзивная дидактика» в современной педагогике и школьной практике / Д.Е. Шевелева // КПО. – 2023. – № 2 (34). – С. 5-18.


