Особенности проявления психомоторики у подростков с детским церебральным параличом, занимающихся и незанимающихся адаптивным спортом

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Н.О. Рубцова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Артамонова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.К. Спирина1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – выявить особенности психомоторного развития подростков с детским церебральным параличом, занимающихся и не занимающихся адаптивным спортом.
Методика и организация исследования. В научной работе, которая проводилась в ноябре 2024 г., приняли участие 20 подростков с ДЦП 12-14 лет (10 следж-хоккеистов команды ЦСКА и 10 учащихся ГБОУ «Школа-интернат № 17», г. Москва). Все респонденты имели диагноз – спастическая диплегия, интеллект сохранен. Для оценки уровня развития психомоторики подростков с ДЦП, занимающихся и незанимающихся спортом, были исследованы следующие показатели: время реакции на свет, время реакции на звук, время реакции выбора, РДО, продолжительность индивидуальной минуты, теппинг-тест. Применяли аппаратно-программный комплекс «ПсихоТест».
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что занятия следж-хоккеем оказывают положительное влияние на психомоторное развитие подростков с ДЦП, способствуя улучшению психоэмоционального здоровья. Спортсмены с ДЦП имеют более высокий уровень умения регулировать свои действия на основе получаемой информациии и сосредоточенности в сравнении со сверстниками, продуктивное качество нервной системы у них выше, по своему психологическому состоянию они значительно ближе к нормотипичным сверстникам.

Ключевые слова: психомоторика, время двигательной реакции, теппинг-тест, подростки с детским церебральным параличом, адаптивный спорт, следж-хоккей.

Литература

  1. Афоньшин В.Е. Технология тестирования реакции на движущийся объект / В.Е. Афоньшин, В.В. Роженцов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-2. – С. 207-209.
  2. Елькина Н.П. Особенности личностного развития подростков с ДЦП / Н.П. Елькина, М.В. Гиро// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – № XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-pod... (дата обращения: 09.06.2025).
  3. Клиценко О.А. Особенности психомоторного статуса лиц в группах с различным уровнем социальной адаптации / О.А. Клиценко, О.В. Самороднов // Экология человека. – 2012. – №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihomotornogo-statusa-lit... (дата обращения: 10.06.2025).
  4. Леонтьев А.Н. Классические методы исследования времени реакции человека / А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер // Практикум по психологии. – М., 1972. – С. 5-10. http://www.psychology-online.net/articles/doc-1988.html.
  5. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара. – 2001. – С. 528-530.
  6. Рубцова, Н.О. Особенности общей физической подготовки подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в следж-хоккее / Н.О. Рубцова, Т.В. Артамонова, И.К. Спирина // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 12. – С. 56-58. – EDN ZEUMFH.
  7. Руднева Л.В. Организационно-педагогические условия формирования у подростков с поражением опорно-двигательного аппарата готовности к обучению игровым действиям в следж-хоккее / Л.В. Руднева, В.А. Романов, А.А. Пучков // Бизнес. Образование. Право. – 2024.– № 1(66). – С. 358-366. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.897.
  8. Фаликман М.В. Классические исследования зрительного поиска и теория интеграции признаков Э. Трейсман / М.В. Фаликман // Общая психоогия. В 7 томах. Под ред. Б.С. Братуся – М.В. Фаликман. Внимание. М., 2006. – С. 268-271. https://www.psychology-online.net/articles/doc-1507.html.