Обучение физической культуре школьников, имеющих ОВЗ с учетом ведущей сенсорной модальности
ˑ:
Кандидат педагогических наук А.А. Ветренко1
Кандидат психологических наук С.В. Ветренко1
1Тюменский государственный университет, Тюмень
Цель исследования – изучение ведущей модальности восприятия у школьников с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций по организации обучения физической культуре с учетом ведущего вида восприятия обучающихся.
Методика и организация исследования. Обследовано 20 школьников младшего подросткового возраста, имеющих ЗПР, на базе МАОУ СОШ № 8 г. Ишима, Тюменской области. В опытно-экспериментальном исследовании применялись наблюдение, разработанная авторами методика «Ведущая модальность», методики изучения мышления «Исключение понятий», «Отношение понятий», тест Равенна, «Классификация».
Результаты исследования и выводы. Выявлены ведущие модальности восприятия у подростков с ЗПР, установлен более высокий уровень развития наглядно-образного мышления, чем словесно-логического. Имеющиеся различия находятся на статистически значимом уровне. Для оценки достоверности имеющихся различий использован критерий Стьюдента. Предложены методические рекомендации по организации обучения физической культуре с учетом ведущей сенсорной модальности обучающихся.
Ключевые слова: ведущая сенсорная модальность, аудиальная модальность, визуальная модальность, кинестетическая модальность, младшие подростки, задержка психического развития.
Литература
- Афанасьева Т.С. Репрезентативные системы в обучении / Т.C. Афанасьева, Н.И. Гришакина // Вестник института экономики и управления НОВГУ. – 2018. – № 3 (28). – С. 21-27.
- Берберян А.С. Особенности взаимосвязи между формированием каналов восприятия и развитием интеллекта младших школьников / А.С. Берберян, Л.Г. Погосян // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2023. – № 2. – С. 130-146.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. // Под редакцией А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1967. – 324 с.
- Гриндер М. НЛП в педагогике. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер, Л. Лойд. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 320 с.
- Диагностика и учёт в образовательном процессе индивидуальных свойств обучающихся: учебное пособие / под общ. ред. К.В. Макаровой и В.Д. Шадрикова. – Москва: МПГУ, 2022. – 276 с.
- Ладохина И.Ю. Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению младших школьников с учетом их ведущей сенсорной модальности: результаты эксперимента / И.Ю. Ладохина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4.
- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4777 (дата обращения: 14.03.2025).
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия. – 2003. – 384 с.
- Мурашова И.Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов: учебное пособие. – М.: Знание-М, 2020. – 104 с.
- Мурашова И.Ю. Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии / И.Ю. Мурашова, В.И. Нодельман. // Педагогический ИМИДЖ. – 2020. – Т. 14. – № 4 (49). – С. 775-790.
- Щербаков Е.П. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария / Е.П. Щербаков, С.В. Ветренко. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 291-296.


