Снижение учебного стресса студентов высшей школы в рамках занятий по физической культуре

ˑ: 

Аспирант А.П. Пахарева1, 2
Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1
Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов1, 2
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить стрессоустойчивость студенток высшей школы, регулярно занимающихся физической культурой.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студентки 1 и 2-го курсов НИУ ВШЭ СПб, регулярно посещающие занятия физической культурой в вузе (n=18). Применялись психодиагностические средства: методика «Спектр психологического здоровья», «Шкала психологического здоровья Ридера», «Тест на стрессоустойчивость» (Ю.В. Щербатых) и «тест Стресс-ФИЭ». В качестве статистического критерия применялся t-критерий Вилкоксона.
Результаты исследования и выводы. Было установлено, что у студенток 1 и 2-го курсов благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями частично получается противостоять учебному стрессу, но с приближением сессии отмечается ухудшение показателей эмоционального и психологического благополучия при повышении стрессочувствительности и информационного стресса. Вследствие чего становится актуальной разработка новых способов повышения стрессоустойчивости студенток к учебному стрессу средствами физической культуры.

Ключевые слова: физические упражнения, физическая нагрузка, студенты, учебный стресс.

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 80-ВГ).
The research was supported by an internal grant of the Herzen State Pedagogical University of Russia (project No. 80-ВГ).

Литература

  1. Костов Ф. Ф. Физическая активность и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения / Ф.Ф. Костов, Н.Л. Волкова, П.В. Родичкин // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 9. – С. 70-71. – EDN NMUAXA.
  2. Родичкин П.В. О вопросах профилактики учебного стресса в современной высшей школе / П.В. Родичкин, А.П. Пахарева // Современные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Елец, 25 октября 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 112-117.
  3. Родичкин П.В. Проблема учебного стресса в высшей школе и вероятностный путь ее разрешения средствами физической культуры / П.В. Родичкин, А.П. Пахарева // Бизнес. Образование. Право. – 2024. – № 1 (66). – С. 260-267.
  4. Фофанова Ю.А. Причины возникновения стресса у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении / Ю.А. Фофанова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2017: Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах, Курск, 09–10 ноября 2017 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. Т. 2. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2017. – С. 212-216.
  5. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова, В.Г. Кривощеков // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 6. – С. 29-31. – EDN DDJSHH.