Влияние психических состояний и доминирующих целей студенток на двигательную активность
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стрельникова1
Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Киселева1
Кандидат педагогических наук А.В. Соловьёва2
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.И. Дудкина2
1Вятский государственный университет, Киров
2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
Цель исследования – выявить взаимосвязь между двигательной активностью студенток с их самооценкой психических состояний и доминирующих целей на занятиях физической культурой и спортом.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 150 девушек 1-3-го курсов BятГУ г. Кирова и МГУСиТ г. Москва по гуманитарным направлениям подготовки. С целью изучения отношения студенческой молодежи к двигательной активности и здоровому образу жизни было проведено анкетирование [9]. Анкетный опрос позволил выявить студенток, которые регулярно занимаются физической культурой и считают, что основой их здоровья является активный образ жизни. Число респондентов данной группы составило 22% (36 чел.). Вторая группа девушек не проявляет интерес к физкультуре и физическим нагрузкам. Она оказалась более многочисленной и составила 78% (124 чел.).
В обеих группах обучающихся использовались методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний», которая позволила определить уровни таких состояний личности, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность, а также была применена методика А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» для выявления доминирующих целей. Математико-статистическая обработка результатов проводилась по t-критерию Стьюдента при уровне значимости 0,001. Результаты исследования обрабатывались по программе Excel.
Результаты исследования и выводы. Математическая обработка результатов исследования по методике Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний», таких как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность показала достоверные различия по всем показателям (р<0,001). По методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» статистически достоверные различия выявлены по 9 мотивам (р<0,001), мотив «достижения успеха» между групп имел недостоверный характер (р>0,001). На основании полученных результатов, можно утверждать, что у девушек 1-й группы активная жизненная позиция, им нравятся занятия спортом для компенсации дефицита двигательной активности в вузе. Во 2-й группе выраженность доминирующих мотивов очень слабая, соответственно двигательная активность данной категории студенток весьма низкая, что создает трудности в их самореализации при обучении в вузе.
Ключевые слова: отношение студенческой молодежи к физической культуре, двигательная активность, студентки, анкетирование, самооценка.
Литература
- Ананьева Л.В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов: учебно-методическое пособие / Л.В. Ананьева. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 44 с.
- Дудкина Ю.И. Перспективы повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов / Ю.И. Дудкина, А.Н. Рогозина, Е.Ю. Сысоева, Д.Н. Буйницкий // МГУСиТ Научный вестник МГУСиТ № 1 (67) 2021 г. С. 85-92
- Дудкина Ю.И. Мониторинг физической подготовленности студентов МГУСиТ в формировании универсальной компетенции будущих специалистов туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса / Ю.И. Дудкина, Е.Ю. Сысоева, Д.Н. Буйницкий, А.Н. Рогозин // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2019. – Т. 15. – № 1. – С. 491-497.
- Жученко О.А. К вопросу о личностных детерминантах адекватности самооценки академических достижений как ресурса стрессоустойчивости студентов / О.А. Жученко // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности, материалы VI Междун. науч. конф. (г. Кострома, 22-24 сентября 2022 года). Кострома: КГУ, 2022. – С. 234-238.
- Кораблина А.Д. Исследование тревожности у студентов первого курса медицинского университета / А.Д. Кораблина // Форум молодых ученых. – 2021. – № 1(53). – С. 133-136.
- Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. / Г.А. Макарова – М.: Советский спорт, 2003 – 480 с.
- Уляева Л.Г. Роль психологической поддержки в самореализации личности спортсмена / Л.Г. Уляева, Г.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 6. – С. 14-16.
- Чедова Т.И. Физическая культура. Физическая подготовка студентов в системе физического воспитания [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Т.И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. 108 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/T-I-CHedova....
- Шалупин В.И. Физическая культура и спорт в вузах гражданской авиации / В.И. Шалупин Р.Р. Салимзянов, И.А.Родионова // Ульяновск: Ульяновский институт гражданской авиации Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, 2024. – 180 с. – EDN DYPKTY.
- Широков А.Ю. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи на основе принципов донозологической диагностики и анонимного анкетирования / А.Ю. Широков, Л.А. Денисов, А.В. Алехнович и т.д. – М., 2016. – 24 с.


