Функциональность адаптивного физического воспитания в формировании инклюзивной культуры студентов медицинского вуза

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Б. Мандриков1
Кандидат биологических наук, доцент И.А. Ушакова1
Кандидат социологических наук, доцент Н.В. Замятина1
1Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград

Цель исследования – определение функциональности адаптивного физического воспитания в формировании инклюзивной культуры студенческой молодежи.
Методика и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, авторское анкетирование, обобщение и систематизация полученных данных, моделирование, количественный и качественный анализ. Исследование проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ), в нем приняли участие 223 студента, представителей ВолгГМУ и других медицинских вузов Южного федерального округа.
Результаты исследования и выводы. Представленные материалы позволяют констатировать, что в высшей школе адаптивное физическое воспитание может решать не только общепринятые задачи оздоровительного, коррекционного и формирующего плана. Специальная организация его образовательного, научного, волонтерского направлений позволяет реализовывать требования современной системы образования, имеющей гуманистически направленную ориентацию. Описанные направления и формы работы адаптивного физического воспитания позволяют создать новую социальную ситуацию, механизмы взаимодействия, обеспечивающие общую идеологию инклюзии, комплексное решение задач педагогического процесса.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, инклюзивная культура, студенты медицинского вуза.

Литература

  1. Алёхина С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования / С.В. Алёхина, А.Ю. Шеманов. – Москва: МГППУ, 2022. – 263 с. 
  2. Ермакова М.А. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов / М.А. Ермакова, С.И. Матявина, Я.П. Мелихов – Оренбург: ОрГМУ, 2022. – 83 с. 
  3. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию / Н.В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35.
  4. Arroyo Rojas F., Hodge S. R. Adapted physical education course content devoted to inclusion in Chile: A content analysis. International journal of kinesiology in higher education. 2024. Vol. 8, No. 4. pp. 298-311.
  5. Wilson W.J., Theriot E.A., Haegele J.A. Attempting inclusive practice: perspectives of physical educators and adapted physical educators. Curriculum studies in health and physical education. 2020. Vol. 11, 3. pp. 187-203.