Проектирование модели формирования готовности преподавателя физической культуры к работе со студентами с различными ограничениями в состоянии здоровья
ˑ:
А.А. Дубров
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Цель исследования – научно-теоретическое обоснование педагогической модели формирования профессиональной готовности преподавателей физической культуры к работе со студентами с отклонениями в состоянии здоровья на основе андрагогического подхода.
Методика и организация исследования. В рамках научно-теоретического обоснования педагогической модели уточнено понятие «Профессиональная готовность преподавателей физической культуры к педагогической деятельности со студентами с отклонениями в состоянии здоровья», выделены компоненты готовности, рассмотрены особенности образования взрослых с позиции андрагогической концепции обучения; разработана модель формирования готовности педагогов для эффективной работы с данной категорией студентов, в том числе в инклюзивных условиях.
Результаты исследования и выводы. С позиции андрагогического подхода структурно-процессуальная модель формирования готовности выступает как андрагогическая модель обучения, включающая в себя андрагогическую модель преподавания и андрагогическую модель учения, которые синергично-когерентно согласованы между собой и базируются на андрагогических принципах обучения взрослых. Реализация представленной педагогической модели в рамках курса повышения квалификации будет способствовать осознанному формированию профессиональной готовности преподавателей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, жизненного и профессионального опыта, мотивационно-ценностных ориентиров.
Ключевые слова: преподаватели физической культуры, студенты с отклонениями в состоянии здоровья, профессиональная готовность, андрагогический подход, непрерывное образование, повышение квалификации.
Литература
- Дубров А.А. Модель формирования профессиональных компетенций преподавателей для работы в инклюзивной физкультурно-образовательной среде вуза: матер. I междунар. (XIV с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения» / А.А. Дубров // Москва: Медиагруппа «ХАСК», 2024. – С. 237-244.
- Дубров А.А. Профессиональные компетенции специалистов в инклюзивной физкультурно-спортивной среде вуза / А.А. Дубров, О.В. Мамонова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 4. – С. 57-58.
- Камка С. В. Андрагогические подходы к формированию программ дополнительного профессионального образования педагогов / С.В. Камка, О.И. Николенко // Педагогическое образование в России, 2021. – № 3. – С. 136-143. – DOI:10.26170/2079-8717_2021_03_15.
- Лыткин А.В. Синергетический подход к диагностике формирования компетенций / А.В. Лыткин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 145-150.
- Озерова О.А. Детерминанты становления и развития специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / О.А. Озерова, Л.И. Лубышева, Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 2023. – № 6. – С. 22-26.


