Развитие социальной устойчивости курсантов средствами легкой атлетики в начальный период обучения

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Е.Г. Тыщенко
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

Цель исследования – влияния командно-соревновательной методики на повышение уровня социальной устойчивости курсантов в начальном периоде обучения в вузах национальной гвардии России.
Методика и организация исследования. Определены слабоуспевающие курсанты с недостаточным уровнем социальной устойчивости. На основании этого, учитывая принцип совместимости и взаимного уважения, были сформированы микрогруппы. В них входили двое подготовленных курсантов и один отстающий. Такой принцип создания микрогрупп обеспечивал систематичность и взаимозаменяемость при проведении физических тренировок. Проводились они в часы спортивно-массовой работы три раза в неделю по 45 минут.
Результаты исследование и выводы. Данная методика позволила выровнять физические кондиции и повысить уровень социальной устойчивости у слабоуспевающих курсантов, имеющих недостаточный уровень социальной устойчивости, создать достойный уровень соревновательной атмосферы, а также в значительной степени изменить показатели социальной зрелости курсантов. Это обстоятельство доказывает влияние предлагаемой методики на сознание и поведение курсантов в процессе обучения. Наряду с этим улучшились показатели функционального состояния и физической подготовленности по ускоренному передвижению и легкой атлетике. Для получения объективного педагогического эффекта рекомендуется привлекать к этой методике командное звено факультета и преподавательский состав кафедр [1], а полученные результаты учитывать при выставлении оценок дифференцированного зачета за семестр обучения. Также в полном объеме необходимо использовать практику поощрения курсантов за достигнутые результаты.

Ключевые слова: учебные занятия, командно-соревновательная методика, социальная устойчивость, педагогическое руководство, социальная зрелость, функциональное состояние, физическая подготовленность.

Литература

  1. Бондаренко С.А. Методика определения степени участия дисциплин в формировании у курсантов военно-профессионально ориентированных профессиональных компетенций / С.А. Бондаренко, В.Н. Прасолов // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2024. – № 4 (22). – С. 212-221.
  2. Лобжа М.Т. Методика развития силовой выносливости как одно из условий воспитания социальной устойчивости курсантов Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения / М.Т. Лобжа, Е.Г. Тыщенко // Вестник С.- Петерб. ун-та ГПС МЧС России». – 2017. – № 4. – С. 186-192.
  3. Тагиров З.И. Психолого-педагогическое обеспечение преподавания учебных дисциплин по направлению «Управление органами внутренних дел в особых условиях» / З.И. Тагиров // Трудный путь в науку:сб. материалов междунар. юбилейной конф. «Факультету подготовки научных кадров Академии управления МВД России – 30 лет: история и современность. М.: АС-Траст, 2017. – С. 327-343.
  4. Тыщенко Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики / Е.Г. Тыщенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108). – С. 177-181.
  5. Тыщенко Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости спасателей поисковых подразделений МЧС России средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики в период профессионального становления / Е.Г. Тыщенко // Вестник С.-Петерб.ун-та ГПС МЧС России. – 2014. – № 2. – С.120-124.
  6. Тыщенко Е.Г. Формирование социальной устойчивости курсантов средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики / Е.Г. Тыщенко, С.А. Титаренко, М.Т. Лобжа // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 40-42.