Возрастные и профессиональные особенности теннисистов 14-16 лет, ориентированных на успешную спортивную карьеру
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ю. Иванов
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования – выявление возрастных и профессиональных особенностей теннисистов 14-16 лет, ориентированных на профессиональную карьеру, для оптимизации и повышения эффективности их учебно-тренировочного, соревновательного процессов.
Методика и организация исследования. Проведен теоретический анализ научной литературы, посвященной вопросам спортивной подготовки в теннисе.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что преимущественная направленность этапа совершенствования спортивного мастерства включает в себя увеличение разносторонности, объема, стабильности и эффективности технико-тактических действий; совершенствование всесторонней физической подготовленности и совершенствование стиля игры; воспитание морально-волевых качеств. На этапе высшего спортивного мастерства основной целью становится достижение максимально возможных спортивных результатов, соответственно, уровень требований увеличивается, ведь приходится играть против соперников, придерживающихся различных стилей, при игре на различных типах покрытий с постоянно растущим уровнем стресса. В возрастной период спортсмена 14-16 лет ключевыми аспектами роли тренера или родителей, принимающих на себя функции тренера, становятся: создание оптимальной среды для принятия решений и выявления соревновательного потенциала игрока; тренировка психологических навыков на корте и вне корта, как часть регулярной тренировочной программы; обеспечение комфортных условий для путешествий игроков до места турнира и пребывание в месте проведения соревнований.
Ключевые слова: теннисисты 14-16 лет, выбор профессионального пути, роль родителей и тренеров, особенности личности, психомоторики, профессиональной адаптации.
Литература
- Иванов Л.Ю. Динамика особенностей мотивации родителей и детей в процессе спортивной подготовки в теннисе / Л.Ю. Иванов, Т.С. Иванова, Н.А. Альбицкая // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Развитие пляжного тенниса в России и в мире» 1-2 июля 2019. М.: Научно-организационное управление РГУФКСМиТ, 2019. – С. 45-48
- Иванов Л.Ю. Теннис. Теория и практика подготовки юных теннисистов. (Учебное пособие) / Л.Ю. Иванов, В.П. Губа, Т.C. Иванова, А.Б. Самойлов. – М.: Советский спорт, 2021. – 176 С.
- Якубовский В.С. Психология взаимоотношений юных теннисистов с их родителями: позитивные и негативные аспекты / В.С. Якубовский, Г.С. Якубовский, Т.С. Иванова // Европейский научно-исследовательский симпозиум. – М., 2010 – С. 57-59.
- Coakley J.J. Sport in Society. Boston: McGraw-Hill, 2001. 367 р.
- Crespo, M. Advanced coaches manual. M. Crespo, D. Miley; ITF LTD. London, 2012. 334 p.
- Crespo M., Granito G., Miley D. Developing young tennis players. ITF LTD. London, 2009. 155 p.
- Woods R.B. Children development: Its impact on the young tennis player. USA Tennis Parent’s Guide ; USTA. Florida, 2001. pp. 16-22.


