Медиакомпетентность молодых спортсменов в контексте формирования ценностных ориентаций
ˑ:
Кандидат социологических наук, доцент Н.С. Скок1
Доктор педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Куликов1
Кандидат физико-математических наук Т.И. Улицкая1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Цель исследования – изучение уровня показателей медиакомпетентности спортсменов из числа спортивного резерва (далее – спортсменов) с признаками девиантного поведения в контексте формирования ценностных ориентаций.
Методика и организация исследования. Анализ литературных источников о критериях медиакомпетентности. Опрос, наблюдение, педагогический эксперимент. Параметры и показатели медиакомпетентности (Федоров А.В.), по которым проводился анкетный опрос спортсменов (2023-2024 г.). Анализ и обобщение результатов педагогического наблюдения в процессе воспитательных мероприятий по формированию ценностных ориентаций. Корреляционный анализ между уровнем мотивационных показателей медиакомпетенстности и ценностными ориентациями спортсменов (n=14, по видам спорта: спортивное ориентирование, гандбол, волейбол, гребно-парусный спорт, возраст 16-17 лет).
Результаты исследования и выводы. Выявлены уровни мотивационного показателя медиакомпетентности спортсменов. Проведено анкетирование в начале и по завершении педагогического эксперимента. Изучены мотивы и жанровые предпочтения потребления медиаконтента: для самоутверждения и получения знаний о жизни вне спортивной среды; желание научиться отличать ложную (негативную пропагандистскую) информацию от правдивой; интерес в медиапространстве к коммуникации спортсменов и молодежных артистических групп. Установлена переоценка возможностей спортсменов в интерпретации контента. В результате проведения целенаправленных воспитательных мероприятий зафиксировано увеличение уровня медиакомпетентности: изменение жанровых предпочтений и мотивов контактов с медиа.
Ключевые слова: девиантное поведение, ценностные ориентации, медиакомпетентность, жанровые и тематические мотивы контактов с медиатекстами.
Литература
- Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования / М.В. Жижина // Медиаобразование. – 2016. – № 4. – С. 47-65.
- Поликарпова Е.В. Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Е.В. Поликарпова // Рост. гос. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2005. – 27 с.
- Скок Н.С. Ценностные ориентации спортсменов из числа спортивного резерва: результаты экспертного опроса / Н.С. Скок, В.С. Куликов, Ю.М. Макаров, Т.И. Улицкая, А.И. Черная // Психология и педагогика спортивной деятельности. – 2023. – № 3 (66). – С. 56-60.
- Скок Н.С. Педагогическое влияние на ценностные ориентации спортсменов по формированию социально адекватного поведения / Н.С. Скок, А.А. Баряев, В.С. Куликов, Т.И. Улицкая // Теория и практика физической культуры. – 2025. – № 4. – С. 54-56.
- Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d...
- Турянская В.А. Репрезентации девиантного поведения в спортивной среде в средствах массовой информации / В.А. Турянская, Н.С. Скок // Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и образовательных организаций в сфере противодействия и профилактики асоциальных явлений в молодежной среде: сб. мат.-лов Всеросс. Науч.-практ. Конф. (Уфа, 28 марта 2023 г.). – Уфа: БИСТ, 2023. – С. 120-125.
- Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.


