Учет типологических особенностей темперамента и направленности личности студентов актёрской специальности в процессе двигательной подготовки

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1
Доцент О.В. Алешина1
Доцент Ю.В. Мельникова1
П.И. Плотникова1

1Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград

Цель исследования – определение педагогических подходов и условий, обеспечивающих эффективность двигательной подготовки актеров в вузе, на основе учета типологических особенностей темперамента.
Методика и организация исследования. Для определения типов темперамента, уровней нейротизма и интро/экстровертности использовался онлайн- опросник Г.Ю. Айзенка. Полученные данные обрабатывались методом математической статистики (распределение результатов в %). Исследования организованы на базе Волгоградского государственного института искусств и культуры, в которых приняли участие 73 студента 1-4-го курсов кафедры актерского искусства, из них 47 девушек, 26 юношей.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что большинство студентов характеризуется сильной, подвижной, но неуравновешенной нервной системой. Каждому типу темперамента присущи особенности двигательных проявлений как положительного, так и проблемного характера, что является основанием для ориентиров в определении педагогических подходов и условий в работе с каждой типологической группой для достижения педагогического эффекта.

Ключевые слова: типологические особенности темперамента, двигательная подготовка актеров, педагогические подходы и условия.

Литература

  1. Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. – М.: Человек, 2014. – 120 с.
  2. Кривцова М.А. Темперамент личности и его свойства / М.А. Кривцова, А.В. Авраменко, А.А. Клименко. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva/v... (дата обращения: 23.02.2025).
  3. Нижельской В.А. Педагогические особенности формирования пластической культуры актера театра: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Нижельской. – М., 2020. – 25 с.
  4. Роман А.М. Методическая работа «Принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учётом особенностей типа темперамента учащегося» / А.М. Роман. –Текст: электронный // арт-талант: [сайт]. – URL: (дата обращения: 23.02.2025).
  5. Чернявский Г.П. Формирование двигательной выразительности в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих актеров / Г.П. Чернявский, Ю.В. Мельникова, Н.А. Фомина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 62.