Развитие координационных способностей школьников 10–11 лет на основе имитационного вспомогательного средства

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин1, 2
Е.А. Ульянова2
А.И. Латак2
Н.Ю. Попова3

1Московский технический университет связи и информатики, Москва
2Московский городской педагогический университет, Москва
3Вятский государственный университет, Киров

Цель исследования – развить координационную способность у младших школьников с использованием имитационного вспомогательного средства «координационная лестница».
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 104 ученика 10-11 лет, обучающихся во 2-м классе общеобразовательной школы. Научная работа проводилась в течение учебного года, а дети посещали физкультуру 2 раза в неделю по 40 минут. Дети из контрольной группы (2А и 2Б классы) занимались физкультурой в школе по стандартной школьной программе по физической культуре. А дети из экспериментальной группы (2В и 2Г классы) в процессе урока физической культуры дополнительно выполняли комплекс физических упражнений на координационной лестнице в течение 5-6 минут.
Результаты исследования и выводы. После окончания исследования показатели в тесте «прыжки на месте» в контрольной группе улучшились от 14,3±1,9 до 15,6±2,0, прирост показателей составил 9,1% (p>0,05). Это объясняется продолжительностью педагогического эксперимента, эффективностью стандартной программы и благоприятным периодом для развития координационных способностей в младшем школьном возрасте. В экспериментальной группе показатели способности к соединению движений улучшились от 13,1±2,1 до 16,9±1,8, рост показателей составил 29,2% (p<0,05). Это доказывает эффективность использования координационной лестницы в образовательный процесс учащихся в возрасте 10-11 лет.
По результатам педагогического эксперимента, доказана эффективность использования координационной лестницы на уроках физкультуры в школе с детьми в возрасте 10-11 лет. Комплекс физических упражнений на координационную лестницу рекомендуется использовать на каждом уроке физкультуры в школе в качестве дополнения к стандартной школьной программе.

Ключевые слова: координационные способности, гиподинамия, ожирение, физическая культура, урок.

Литература

  1. Алабян А.Г. Физкультурно-спортивная активность детей дошкольного возраста / А.Г. Абалян, Ю.В. Окуньков, В.И. Столяров, Т.Г. Фомиченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 10. – С. 107-109.
  2. Новикова И.И. Сравнительная характеристика распространенности нарушений здоровья у школьников с нормальной и избыточной массой тела, включая ожирение / И.И. Новикова, И.Г. Шевкун, С.М. Гавриш // Санитарный врач. – 2022. – № 2. – С. 650-661.
  3. Полевой Г.Г. Развитие физических способностей детей в начальной школе / Г.Г. Полевой, А.Б. Саблин, С.В. Чернышев // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 73-75.
  4. Полевой Г.Г. Развитие пространственной ориентации у детей на основе прыжковых упражнений / Г.Г. Полевой // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 1. – С. 79-81.
  5. Полевой Г.Г. Влияние игры «Стандартные классики» на формирование ритма младших школьников / Г.Г. Полевой, А.Б. Саблин, С.В. Чернышев // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 64-65.
  6. Физическая культура. Учебник для общеобразовательных организаций / авт.-сост. М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.
  7. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. ФГОС / авт.-сост. А. Н. Каинов и Г.И. Курьерова. – 4-е изд. – Волгоград: Учитель, 2018. – 169 с.