Валеологическое образование в контексте развития оздоровительной физической культуры студентов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Лукьяненко2
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1
Аспирант Д.Ю. Глушкова1
1Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
2Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Цель исследования – определение состояния и перспектив развития валеологического образования в сфере оздоровительной физической культуры студентов гуманитарного профиля подготовки.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 390 студентов 1-2-го курсов Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь). Основными методами исследования явились: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; опрос в виде бесед, анкетирования; педагогическое наблюдение; методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. Анализ современных педагогических исследований свидетельствует об отсутствии необходимого валеологического образования студентов гуманитарного профиля подготовки в вузах. В исследованиях мы рассматриваем отношение студентов к оздоровительной физической культуре в контексте поведения человека по удовлетворению биологических потребностей в движении [3].
Было выявлено, что физкультурно-оздоровительной деятельности на экзистенциально-антропологическом, символическом и институциональном уровнях в системе образования отводится второстепенная роль [7].
О низких показателях отношения студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности указывают в своих работах В.И. Бондин, В.Н. Ирхин, А.П. Пересыпкин, Е.С. Садовников, А.Е. Пономарев и др.
В качестве дальнейших перспектив исследований предлагается разработка теоретических положений и научно-методических рекомендаций по формированию положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом современных научных достижений по изучению механизмов здоровья.

Ключевые слова: валеологическое образование, развитие, оздоровительная физическая культура, студенты.

Литература

  1. Бондин В.И. Показатели мотивационно-ценностного отношения к здоровью студентов высших учебных заведений / В.И. Бондин, В.И. Мареев, А.Е. Пономарев, И.А. Пономарева // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2023. – Т. 100. – № 3-2. – С. 50.
  2. Ирхин В.Н. Мотивационное программно-целевое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности в университете / В.Н. Ирхин, Л.А. Кадуцкая, Т.В. Никулина, А.П. Пересыпкин // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 94-95.
  3. Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / под ред. академика РАМН Б.И. Ткаченко – 3-е изд. испр. и дополн. – Москва, М.: Изд-во Медицина, 2005. – С. 773.
  4. Пономарев А.Е. Роль семьи в формировании мотивации к спортивно-оздоровительной деятельности / А.Е. Пономарев // Современная семья России: интеграция теоретических смыслов и практических решений: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, Ростов-на-Дону, 22–23 марта 2024 года. – Ростов-на-Дону, Таганрог: Южный федеральный университет, 2024. – С. 91-94.
  5. Программа по валеологии: В.М. Баршай, В.И. Бондин, Е.В. Бондаревская, Ростов-на-Дону, Издательство ростовского пединститута, 1996. – 34 С.
  6. Садовников Е.С. Механизмы формирования системы мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Е.С. Садовников, Г.Е. Середина, Н.В. Сведерек, Н.В. Серединцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 12 (214). – Ч. 2. – С. 497-504.
  7. Ячин С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 268 с.