Влияние двигательной активности на умственную работоспособность студентов первого курса высшего учебного заведения

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Третьяков1
А.А. Лозовой1, 2
Е.Н. Морозова1
А.И. Черепанова1

1Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования – определить оптимальное соотношение показателей умственной работоспособности студентов 1-го курса, со структурой и интенсивностью двигательной деятельности в различные периоды учебного года.
Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Сибирского государственного университета науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева. Всего в эксперименте приняли участие 40 студентов 1-го курса, которые были разделены по 20 человек на две группы – контрольную и экспериментальную. В контрольную группу включены обучающиеся, не занимающиеся спортом, в экспериментальную группу вошли студенты, занимающиеся спортом.
Для оценки умственной работоспособности обучающихся применялась корректурная проба Б. Бурдона – Я.А. Анфимова.
Результаты исследования и выводы. Студенты, занимающиеся спортом, продемонстрировали высокие показатели устойчивости и концентрации внимания, что может быть связано с улучшением кровообращения, улучшением обмена веществ в коре головного мозга, а также с выработкой нейротрофических факторов, способствующих нейропластичности. Снижение точности выполнения заданий и ухудшение концентрации у обучающихся, ведущих пассивный образ жизни, указывает на негативное влияние недостаточности физической активности на когнитивные процессы. Это также может быть связано с накоплением усталости и снижением общей мотивации к учебе. Таким образом, внедрение физической активности в образовательный процесс может стать эффективным способом повышения умственной работоспособности обучающихся и предотвращения когнитивного утомления.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура, умственная работоспособность, студенты, спорт, физические нагрузки.

Литература

  1. Бордуков М.И. Возрастные особенностями регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся: учебно- методическое пособие / М.И. Бордуков. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2018. – 328 с.
  2. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. комплекс [для студентов напр. 034300.62 «Физическая культура»] / сост. В. М. Гелецйкий; Сиб. федер. ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и туризма. – Красноярск: СФУ, 2015. − 433 с.