Коррекция физической подготовленности студентовпервокурсников с учетом состояния функционирования сердечнососудистой системы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Скрыгин1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Галочкин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – оценить адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы (ССС) студентов-первокурсников и разработать программы физической подготовки для повышения их работоспособности.
Методика и организация исследования. Методом пробы Руфье обследовано 250 студентов (130 девушек, 120 юношей) 17-20 лет c последующим определением индекса функционирования ССС (ИФССС).
Результаты исследования и выводы. Установлено, что 82,8% девушек и 66,6% юношей имеют низкий или очень низкий уровень ИФССС. Динамика восстановления пульса после нагрузки (99,6 уд/мин у девушек, 98,5 уд/мин у юношей через 1 мин отдыха) свидетельствует о низких адаптационных способностях. Статистически значимых межполовых различий не выявлено (t=0,38, p<0,05).
Низкий ИФССС у большинства первокурсников связан с недостаточной физической активностью в школьные годы и указывает на риск развития дезадаптационных реакций и сердечно-сосудистых патологий. Предложена дифференциация программ аэробной подготовки с контролем динамики пульса для групп с различным уровнем ИФССС.

Ключевые слова: проба Руфье, сердечно-сосудистая система, физическая подготовка, студенты, индекс функционирования, адаптация.

Литература

  1. Аннаев Р.И. Организация физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в системе высшего учебного заведения / Р.И. Аннаев, О.М. Омаров. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. – 124 с.
  2. Антонова И.Н. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре. В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, О.Н. Везеницын, С.А. Мартынов // Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конференции – Москва, 2017. – С. 168-178.
  3. Бусловская Л.К. Нарушение адаптации у студентов первокурсников университета / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины: сб. статей. – М., 2008. – С. 71-73.
  4. Мальцев Д.Н. Диагностическое значение пробы Руфье / Д.Н. Мальцев, Е. В. Векшина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 5 (16). – С. 113-120.
  5. Скрыгин С.В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы студентов первого курса к программе университетского образования / С.В. Скрыгин // Перспективы развития студенческого спорта: сб. статей. – Воронеж, 2014. – С. 102-106.
  6. Скрыгин С.В. Индекс Руфье универсальный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы в процессе физического воспитания / С.В. Скрыгин // Электронный научный журнал ООО «АР-Консалт». – 2016. – № 2 (5). – С. 551-554.