Развитие быстроты у бегуновспринтеров в сенситивном периоде 14–17 лет
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Сорокин
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
Цель исследования – обоснование методики тренировок, учитывающей возрастные особенности для максимального раскрытия потенциала спортсменов.
Методика и организация исследования. Методология включает анализ современных подходов, таких как развитие взрывной силы (приседания, выпады), совершенствование техники бега (коррекция осанки, ритма шагов) и тренировку реакций (вариативные стартовые сигналы). Рассматриваются физиологические аспекты, включая гормональные изменения (тестостерон у мальчиков, эстроген у девочек), развитие нервной системы и генетическую предрасположенность к быстрым мышечным волокнам, а также психологические факторы – мотивацию и стрессоустойчивость.
Результаты исследования и выводы. Результаты подтверждают, что сенситивный период предоставляет уникальные возможности для развития скоростных качеств благодаря высокой адаптивности нервно-мышечной системы. Комбинация силовых упражнений, технической работы и стартовых тренировок значительно улучшает показатели. Авторы подчеркивают необходимость баланса нагрузок и восстановления, индивидуализации программ и интеграции психологической подготовки для управления стрессом. Рекомендации включают внедрение адаптированных планов, периодизацию с чередованием фаз и мониторинг физического состояния. Выводы статьи свидетельствуют о том, что комплексный подход, объединяющий физическое развитие, техническое совершенствование и психологическую поддержку, является ключевым для успешной подготовки спринтеров и может быть применен в детско-юношеском спорте для оптимизации тренировок и минимизации рисков перегрузок.
Ключевые слова: быстрота, бегуны-спринтеры, сенситивный период, тренировка быстроты, техника бега.
Литература
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 2021. – 320 с.
- Волков В.М. Физическая подготовка спортсмена: основы теории и методики / В.М. Волков. – М.: Советский спорт, 2012. – 216 с.
- Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. ЯМ Коца. М.: Физкультура и спорт. – 1986.
- Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2015. – 820 с.
- Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. – М.: Олимпия Пресс, 2001. – 144 с.
- Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб // Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
- Управление восстановительными процессами при спортивной деятельности / [Ред. коллегия: проф. В.М. Волков (гл. ред.) и др.]; Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров РСФСР. Смол. гос. ин-т физкультуры. – Смоленск: Б. [1975]. – 192 с.; 20.
- Халанский, Ю.Н. Легкая атлетика и методика преподавания: курс лекций / Ю.Н. Халанский, Г.Н. Ситкевич, О.В. Прокопов. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. – 235 с.
- Liu X., Shao Y., Saha S., Zhao Z., Karmakar D. Maximizing sprint performance among adolescent sprinters: a controlled evaluation of functional, traditional, and combined training approaches [Maksimizaciya sprinterskoj podgotovki u podrostkov: sravnitelnyj analiz funkcional'nogo, tradicionnogo i kombinirovannogo podhodov]. Frontiers in Public Health. 2025. Vol. 13. Art. 1596381. DOI: 10.3389/fpubh.2025.1596381. (in English).


