Физическая реабилитация спортсменов футболистов с травмами коленного сустава
ˑ:
Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Б. Мандриков1
Кандидат биологических наук, доцент И.А. Ушакова1
Кандидат социологических наук, доцент Н.В. Замятина1
1Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград
Цель исследования – определение функциональности адаптивного физического воспитания в формировании инклюзивной культуры студенческой молодежи.
Методика и организация исследования. Работа выполнена с использованием методов анализа научно-методической литературы, авторского анкетирования, обобщения и систематизации полученных данных, моделирования, количественного и качественного анализа.
Результаты исследования и выводы. Авторы приводят описание инновационного алгоритма и таких его направлений как учебное, спортивно-рекреационное, научное и волонтерское. Описывается краткое содержание построения физкультурного занятия на инклюзивной основе, где при помощи индивидуального и дифференцированного подходов реализуется организация двигательной деятельности всех участников образовательного процесса. Также описывается функциональность спортивных и рекреационных мероприятий, приводится перечень используемых спортивных дисциплин. При описании функциональности научной работы указываются направления исследовательской деятельности, затрагивающей проблематику двигательной реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Подчеркивается большой функционал волонтерской работы, где студенты выступают в качестве помощников в занятиях адаптивной физической культурой с умственно отсталыми детьми. В качестве доказательной базы эффективности разработки инновационного процесса приводятся данные анкетирования студентов медицинских вузов Южного федерального округа по показателям сформированности инклюзии. Они демонстрируют положительную динамику в отношении испытуемых к мероприятиям инклюзии, к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования обосновывают возможность использования представленного алгоритма в практике работы других высших учебных заведений.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, инклюзивная культура, студенты медицинского вуза.
Литература
- Алёхина С.В. Философские и методологические основы инклюзивного образования / С.В. Алёхина, А.Ю. Шеманов. – М.: МГППУ, 2022. – 263 с.
- Ермакова М.А. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов / М.А. Ермакова, С.И. Матявина, Я.П. Мелихов. – Оренбург: ОрГМУ, 2022. – 83 с.
- Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию / Н.В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35.
- Arroyo Rojas, F., & Hodge, S. R. (2024). Adapted physical education course content devoted to inclusion in Chile: A content analysis. International Journal of Kinesiology in Higher Education, 8(4), 298-311.
- Wilson, W. J., Theriot, E. A., & Haegele, J. A. (2020). Attempting inclusive practice: Perspectives of physical educators and adapted physical educators. Curriculum Studies in Health and Physical Education, 11(3), 187-203.


