Внутренняя картина здоровья студентов разных регионов России

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент О.М. Штерц1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Герасимов2
Н.Г. Гайфуллина1
Н.И. Исмаилова1

1Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Елабужский институт (филиал), Елабуга
2Казанский национально исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ) (Набережночелнинский филиал, Набережные Челны

Цель исследования – выявление особенностей внутренней картины здоровья студентов, прибывших из исторических регионов России.
Методика и организация исследования. Статья основана на системном подходе к анализу феномена «внутренняя картина здоровья». В исследовании приняли участие студенты из Елабужского института КФУ. В эмпирическом исследовании был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций физической сферы и внутренней картины здоровья между студентами из Луганской Народной Республики (ЛНР) и студентами Республики Татарстан (РТ) с целью формирования духовной нравственности у обучающихся, прибывших из исторических регионов России.
Результаты исследования и выводы. Выявлено сходство в представлении внутренней картины здоровья у студентов из ЛНР и студентов РТ по компонентам внутренней картины здоровья. Также наблюдается общность ценностных ориентаций физической сферы. В вопросах поддержания здоровья (поведенческий компонент) и социальной поддержки для студентов из ЛНР друзья играют особенно важную роль из-за удаленности от семьи. Эмоциональная сфера здоровья студентов из ЛНР проявляет себя иначе: менее склонны к самоанализу своих эмоций, возможно, из-за нежелания сталкиваться с болезненными воспоминаниями о травмирующих событиях. Поэтому с целью дальнейшего развития духовной нравственности обучающихся из ЛНР, необходимо скорректировать эмоциональную сферу.

Ключевые слова: ценностные ориентации, внутренняя картина здоровья, физическая активность, студенты, духовная нравственность.

Литература

  1. Бочавер К.А. Психологическая диагностика в спорте: учебное пособие / К.А. Бочавер, Д.В. Бондарев, Л.М. Довжик. – Москва: Спорт, 2023. – С. 115-161.
  2. Harwood, C. G., & Knight, C. J. (2014). Parenting in youth sport: A position paper on parenting expertise. Psychology of Sport and Exercise, 16, 24-35. 
  3. Jowett, S., Vallerand, R. J., & Carbonneau, N. (2008). Outgrowing the familial coach-athlete relationship. International Journal of Sport Psychology, 39(1), 20-40. 
  4. Lafreniere, M.-A. K., Jowett, S., Vallerand, R. J., & Carbonneau, N. (2011). Passion for coaching and the quality of the coach-athlete relationship: The mediating role of coaching behaviors. Psychology of Sport and Exercise, 12(2), 144-152. 
  5. Weiss, M. R., & Fretwell, S. D. (2013). The parent-coach/child-athlete relationship in youth sport. Research Quarterly for Exercise and Sport, 84(Suppl. 2), 49-59.