Структурно-функциональная модель подготовки студентов педагогических вузов к организации культурно-просветительской деятельности на примере профиля «Физическая культура»
ˑ:
Кандидат философских наук, доцент А.А. Краузе1
Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Шуминская1
Кандидат исторических наук, доцент В.Р. Шаяхметова1
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
Цель исследования – обосновать структурно-функциональную модель подготовки студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю подготовки «физическая культура», к организации культурно-просветительской деятельности, направленной на воспитательную работу.
Методика и организация исследования. На базе ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», при участии ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет» было проведено анкетирование студентов первых-вторых курсов, в том числе по профилю физическая культура, с целью определения их готовности к культурно-просветительской деятельности в образовательном учреждении в современных условиях, а также способности осуществлять отбор форм и методов данной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Авторы обосновывают теоретические основы модели, включающие компоненты педагогического мастерства и способности к творческой деятельности. Особое внимание уделяется структурным элементам, таким как формирование ценностных ориентиров и развитие ключевых компетенций, необходимых для успешной реализации культурно-просветительских проектов. Функциональный аспект модели акцентирует внимание на практических инструментах, которые обучающиеся могут применить в своей будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются методы просветительской работы, позволяющие формировать культурно-просветительскую среду в образовательном учреждении, так и за его пределами, с привлечением широкого круга участников. Приводятся примеры реализации в рамках практической подготовки.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, обучающийся, образовательное пространство, культура, просвещение, структурно-функциональная модель.
Литература
- Беспаль И.И. Готовность будущих учителей физики к культурно-просветительской деятельности / И.И. Беспаль, О.Р. Шеферт, Т.Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – №1. – С. 43-55.
- Биттер М.В. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) / М.В. Биттер, Н.А. Симбирцева // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. – 2017. – № 2. – С. 2.
- Громыко, Ю. В. Век мета: современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии / Ю. В. Громыко; Ю В. Громыко. – Москва: [б. и.], 2006. – 503 с. – ISBN 5-350-00118-3. – EDN QOFDIN.
- Екимова К.В. Культурно-просветительские и исследовательские проекты как условие эффективной подготовки студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности / К.В. Екимова, Н.И. Ешкина // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 339-343.
- Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» / Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 13 (146). – С. 9-15.
- Колокольникова З.У. Проектирование культурно-просветительских программ / З.У. Колокольникова, К.А. Назранова, В.И. Курдюкова и др. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 20. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29631.
- Попова В.И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента / В.И. Попова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 79-80.
- 8. Подкорытова С.В. Подготовка к культурно-просветительской деятельности будущих учителей истории и обществознания / С.В. Подкорытова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2022. – №4 (44). – С. 390-406.
- 9. Руднева Т.И. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрелкова. – С.: Самара, 2013. – 164 с.
- 10. Шефер О.Р. Культурно-просветительская деятельность учителя (состояние проблемы в практике обучения) / О.Р. Шефер, Т.Н.- Лебедева, С.В.- Крайнева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 4. – С. 190-217.


