Взаимосвязь уровня тестостерона с физическими, психологическими и социальными факторами в формировании лидерских качеств у детей и подростков 7-17 лет

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор Р.В. Тамбовцева1
В.В. Волков1

Аспирант А.А. Куприянов1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – оценка различных психофизиологических, двигательных и биохимических факторов у детей и подростков в возрастном интервале от 7 до 17 лет в рамках динамических изменений концентрации тестостерона в крови.
Методика и организация исследования. Научная работа, в которой участ­вовали дети и подростки от 7 до 17 лет, проведена на базе лаборатории кафедры биохимии и биоэнергетики спорта им. Н.И. Волкова. Разработана специальная математическая компьютерная программа, включающая в себя набор психологических, антропометрических, двигательных и биохимических тестов на основе кластерного анализа.
Результаты исследования и выводы. В возрастном интервале от 7 до 17 лет показатель лидерства формируется постепенно и связан напрямую с физическими, биохимическими, психологическими и социальными факторами. Существует тесная корреляционная связь концентрации тестостерона с фазами физического, психологического и социального развития. В период от 13-17 лет отмечается высокая положительная корреляционная связь между концентрацией тестостерона и двигательной активностью. Тестостерон формирует лидерские качества у мальчиков через физическое доминирование в подростковом возрасте и стратегическое мышление в юношеском возрасте.

Ключевые слова: лидерские качества, тестостерон, двигательная активность, онтогенез, физические, психические, социальные факторы.

Литература

  1. Гаврилова Н.Ю. Возрастные особенности развития лидерства у подростков / Н.Ю. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С. 118-125.
  2. Гребенников И.В. Психофизиология детского возраста и развитие лидерского потенциала / И.В. Гребенников. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 320 с.
  3. Журавлев А.Л. Лидерство в группах школьников: психолого-социальный анализ / А.Л. Журавлев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 3. – С. 45-59.
  4. Кондратьева И.В. Лидерство в детских группах: к вопросу о критериях и развитии / И.В. Кондратьева // Психология развития. – 2016. – №2. – С. 45-53.
  5. Смирнов П.Ю. Влияние гормонального фона на психологические качества подростков / П.Ю. Смирнов, Л.К. Иванова // Ж. физиологии и биохимии. – 2022. – Т. 35. – № 3. – С. 68-78.
  6. Sherman, G. D., Lee, J. J., & Cuddy, A. J. (2016). The role of cortisol and testosterone in leadership: A neuroendocrine approach. Leadership Quarterly, 27(3), 283-297. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2015.10.002