Мотивация к занятиям по пауэрлифтингу слабовидящих спортсменов Якутии

ˑ: 

Е.С. Тарасова1
Кандидат педагогических наук, профессор М.Г. Колодезникова1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – определить мотивы занятий спортом слабовидящих спортсменов к самосовершенствованию, самообладанию, активности и личностному росту.
Методика и организация исследования. Анкетирование проводилось в  Республиканском центре адаптивной физической культуры и спорта, где участниками опроса выступили слабовидящие спортсмены. Респондентам была предложена анкета, вопросы которой были направлены на выявление отношения  занимающихся к учебно-тренировочным занятиям, а также мотивов, побуждающих заниматься спортом. По методике А.В. Шаболтас сравнивалась степень выраженности у спортсмена того или иного мотива или потребности.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что на характер мотивации слабовидящих атлетов оказывают влияние физические ограничения. К доминирующим мотивам занятий спортом следует отнести стремление к интеграции в общественную жизнь, социально-эмоциональным аспектам. Систематические занятия пауэрлифтингом формируют уверенность в своих силах и способствуют социализации спортсменов.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, слабовидящие спортсмены, мотивы, мотивация, Якутия, нарушение зрения.

Использованная литература

  1. Адырхаев С.Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С.Г. Адырхаев // Молодой ученый. – 2014. – №º1. – С. 459-465.
  2. Болотников А.А. Студенческий спорт: проблемы и способы их решения / А.А. Болотников, Е.Ю. Архипов, Л.А. Трусова // Матер. Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития современного студенческого спорта». – Казань, 2013. – С. 22-23.
  3. Германов Г.Н. Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Н. Германов, С.В. Седоченко, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №º5 (123). – С. 215-221.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Изд-во Питер. – 2011. – 512 с.
  5. Козлова М.А. Формирование мотивации учащихся коррекционных образовательных учреждений к занятиям адаптивной физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Козлова. – ГАОУ ВО МГУ, 2015. – 26 с.
  6. Парфенова Л.А. Актуализация экосистемы адаптивного физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова, О.А. Озерова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2024. – № 6. – С. 2-4.
  7. Платонова З.Н. Особенности спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / З.Н. Платонова, Н.А. Бондарева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – № 2 (22). – С. 64-70.
  8. Пуни А.Ц. Методы психологического исследования в спорте / А.Ц. Пуни // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2002. – С. 275-279.
  9. Фокин А.М. Место и роль физической культуры в периоды исторического развития человечества / А.М. Фокин, С.А. Белоруссова, С.С. Аганов и др. // Культура физическая и здоровье. – 2022. – № 2. – С. 45-49.